Rapidstresser the bestIP booter / Stresser of 2021
Цели: Обобщить, систематизировать и пополнить знания учащихся по теме “Лексика”.
Развивать творческую активность, умение работать командами, в группах, самостоятельно добывать информацию и публично её излагать.
Примечания: “Интеллектуальный бой” может проводиться как между классами в параллели, так и в рамках одного класса. Если бой проводится между классами, то выбирается команда игроков и команда болельщиков, если в рамках одного класса, то все учащиеся делятся на две команды. В процессе подготовки к мероприятию команды получают задания.
Структура |
Ход занятия |
Примечания |
1. орг. момент |
– Здравствуйте, ребята! Начнём интеллектуальный бой. – Сегодня сражаются учащиеся 5 “А” и 5 “Г” классов. Приветствуем игроков каждой команды. Приветствуем группу поддержки. Сейчас вы должны будете продемонстрировать свои знания в области изучения раздела “Лексика”, проявить свои творческие способности. И так начнём. |
|
2. рефлексия |
– Сегодня у нас в гостях королева Лексикология. Дайте точную характеристику (определение) этого понятия. (Лексикология – это наука о языке, изучающая лексику – словарный состав языка.) – Какие лексические понятия были вами усвоены в процессе изучения данного раздела? |
Каждой группе даётся плёнка с изображением королевы Лексикологии. Приложение № 1 Дети работают на этой пленке, затем её изображение проецируется на экране. За правильность выполнения заданий группы получают очки. |
3. Теоретический блиц – опрос. |
– Что такое лексическое значение слова? – Что такое грамматическое значение слова? – Что такое однозначные слова? Многозначные слова? – Что такое омонимы? – Чем отличаются многозначные слова от омонимов? – Что такое синонимы? Антонимы? – С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы? |
За правильность и быстроту ответов команды получают очки. |
4. Сообщение цели. |
Цель нашего занятия – расширить знания по теме лексика и научиться применять эти знания на практике. |
|
5. Тренировочные упражнения на многозначность слов. |
1. Даны словосочетания с прямым значением слов. Подобрать словосочетания с переносным значением. Железные гвозди Стальной прут Спокойное море Копирует чертеж |
Команды соперников обмениваются заданиями. |
2. Подобрать все значения слов |
Задание проводится в виде эстафеты. Каждая команда получает очки. |
|
3. Послушайте текст. Подумайте, какое языковое явление использовал А. Дуров, чтобы посрамить своего обидчика? Однажды одесский градоначальник, адмирал Зелёный, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающему его чиновнику: “Скажите этому олуху, что я – Зелёный!” Тогда Дуров встал и отчётливо произнёс: “Ах, Зелёный? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать”. В тот же вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зелёный цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами. |
Самостоятельно составьте небольшой рассказ, “обыграв” в нём многозначность любого понравившегося вам слова. |
|
6. Сообщение о типах переносного значения. |
Выступление докладчика с сообщением о типах переноса значений. Метафора Метонимия Синекдоха |
В качестве домашнего задания одной из групп было поручено подготовить сообщение о типах переноса значений. |
7. Тренировочные упражнения. |
Найди метафоры в тексте. “Не прошло и месяца совместного жития, как флейта начала чахнуть и плакаться на судьбу. Но жизнь стала ещё невыносимей, когда контрабас вдруг ни с того ни с сего предложил флейте перебираться с ним на новую квартиру”. (Чехов. Контрабас и флейта.) – Наивный я человек, подумал Швейцар. – Вот уж действительно шляпа. (Паустовский.) – Злой огонь ревёт и пышет, двух пожарных сбросил с крыши. (Михалков) – В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой. (Пушкин) – И слышно было до рассвета, как ликовал Француз. (Лермонтов) После проверки подводится итог. – С какими типами переносных значений вы познакомились сегодня? Давайте занесём новые сведения в нашу исходную таблицу. |
обе команды выполняют одинаковое задание или командам можно предложить разные задания с последующей взаимопроверкой. По результатам проверки команды получают очки. |
8. Повторение и расширение знаний о явлении омонимии. |
– Посмотрите ещё раз на таблицу и скажите какое явление в русском языке очень похоже на многозначность, так похоже, что иногда их даже путают? (Омонимия) – Вспомните, что такое омонимы? (Это слова одинаково звучащие, совпадающие и по написанию и по произношению, но совершенно разные по смыслу.) – Чем отличаются омонимы и многозначные слова? (У омонимов значение слов не связаны друг с другом, а у многозначных слов связаны.) Задание. Найди омонимы. Стакан из стекла Он выпустил клуб дыма Побелить потолок Я выпью три кружки |
Обе команды могут выполнять одинаковое задание, а можно предложить детям разные задания с последующей взаимопроверкой. По итогам проверки команды получают очки. |
9. Сообщение о явлениях близких к омонимии. |
Дети находят омонимы (клуб дыма, сельский клуб) – А чем же являются все остальные словосочетания? Об этом нам расскажет вторая команда, которая самостоятельно исследовала этот материал. Выступление докладчиков с сообщением о Омоформах (совпадают в звучании и написании лишь в отдельных формах) Омофонах (совпадают в звучании, но имеют разное написание) Омографах (слова, совпадающие по написанию, но различающиеся по звучанию). |
В качестве домашнего задания другой группе было поручено изучить материал о явлениях близких к омонимии. |
|
Задание: 1. Докажи, проиллюстрировав примерами, что слова мука – 1гр. парить – 2гр. являются омографами. 2. Вспомните как можно больше омофонов. 3. Найди омоформы: Снег сказал: – Когда я стаю, |
Задание даётся на время, затем кол – во правильных ответов подсчитывается и оценивается. |
|
Проявите свои творческие способности и проиллюстрируйте, пытаясь обыграть, следующие омоформы: Пила, дуло, лечу, три После проверки подводится итог: – Какие новые сведения мы сегодня узнали о явлении омонимии? Давайте их занесём в нашу таблицу. |
Каждая команда вправе взять любые из предложенных слов. Наиболее удачные ответы оцениваются. Через графопроектор высвечивается обновлённый вариант таблицы. |
10. Подведение итогов занятия. |
– В качестве проверки знаний, полученных сегодня, вы можете задать любой вопрос команде соперника. Посмотрите на нашу таблицу. – Какие лексические явления остались сегодня без внимания? (Синонимы, антонимы). – Эти вопросы могут быть темой для следующего интеллектуального боя. |
Учащиеся задают друг другу вопросы. Наиболее Интересные вопросы могут быть оценены. Подсчитывается кол – во очков, определяется победитель. |