ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка "Морфологический разбор деепричастия"

Тип: повторительно-обобщающий.

Цель: знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия; подготовка к контрольному диктанту.

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;

уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса, конструирование предложений;

работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления , самостоятельности, памяти, воображения.

Ход урока

1. Орфографическая работа: по лексическому значению определить само слово.

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)

Место ожидания автобуса. (Остановка)

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

2. Работа с текстом. (Текст написан на доске слева.)

Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

1) Над глаголами указать вид.

2) Заменить некоторые глаголы, где это возможно, деепричастиями. Получившиеся предложения записать, расставить знаки препинания, указать деепричастные обороты. (Водитель, зная, что по правилам в этих местах разрешается движение, едет внимательно, снижая скорость. Пешеход, переходя улицу не там, где положено, может пострадать сам и мешает водителю.)

3) Знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия.

4) Морфологический разбор деепричастий из получившихся предложений.

3. Творческий этап урока.

1) Синтаксическое конструирование: составить предложения (ПДД) с деепричастными оборотами. Например: Пассажир, переходя улицу, будь внимателен.

2) Конкурс " Буриме": составить стихотворение, используя данные слова.

Слова для первого варианта - "каток", "свисток", "мостовой", "постовой".

Слова для второго варианта - "мотор", "светофор", "пешеход", "переход".

4. Повторение: грамматические разборы.

1) морфемный и словообразовательный разбор - водитель;

2) фонетический разбор - будь;

3) синтаксический разбор:

обращение

Пассажир, переходя улицу , будь внимателен4. (побуд., невоскл., простое, распр.)

5. Итог.

Памятка для пешеходов "Внимание, гололед!"

На дороге гололед.
Стоп! Внимание, народ!
Дорогие пешеходы,
Осторожно ставьте ноги!
А особенно опасно,
Если рядом ездит транспорт.
Мчащийся автомобиль
Не может быстро тормозить.
На льду колеса непослушны!
Об этом знать и помнить нужно!
Внимательность и осторожность
При гололеде вам помогут!

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru