ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном предложении"

Цели урока.

Формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

Развитие образного и логического мышления и речи; чувства языка, языковой памяти и речевого слуха; творческих способностей.

Воспитание любви к родному языку, приветствие интереса к его познанию.

Оборудование:

таблица “Сложные предложения”;

репродукции картин;

печатные листы с заданиями;

толковый словарь Ожегова;

индивидуальные карточки;

магнитофон и кассета.

Ход урока

Организация класса

Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы повторим сведения о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, союзах, используемых в них, а также будем учиться ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

А говорить и писать мы будем сегодня о весне. Этому времени года посвятили свои произведения и русские писатели, и композиторы, и живописцы.

Постараемся увидеть, почувствовать, как удается им творить чудеса.

Фронтальная беседа по правилам. Повторение изученного материала (таблица на доске).

Что такое сложное предложение?

Каковы признаки различения простых и сложных предложений?

На какие группы делятся сложные предложения?

Какие союзы используем в сложносочиненном предложении? Расскажите о них.

Какие в сложноподчиненном? Расскажите о них.

Какой знак препинания мы ставим между простыми предложениями в составе сложного? Роль этого знака препинания.

Работа по теме

(По карточке у доски работает ученик)

Весе…ие воды.
Ещ…(в) п…лях б…леет снег
А воды уж(?) весной шумят
Б…гут и будят со(н,нн)ый брег
Б…гут и блещут и гласят…
Они гласят (во) все концы
Весна идет весна идет
Мы м…лодой весны гонцы
Она нас выслала (в)перед.

Задание: 1. Вставить орфограммы, объяснить.

2. Расставить знаки препинания, объяснить.

3. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения. Дать характеристику.

1. Анализ стихотворения

- Выразительно прочитаем отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева “Весенние воды”.

- О чем стихотворения? (о весне, весенних водах)

- Какие слова передают настроение автора (шумят, бегут, будят, блещут, гласят).

- Что передают эти глаголы? (движение)

- Найдите метафоры в тексте (идет, воды шумят, сонный брег, будят, гласят, гонцы)

- Определите стиль речи (художественный) тип речи (описание)

- С какой целью автор использует прямую речь? (подчеркивает силу голоса весны)

- Найдите в тексте нераспространенные предложения.

2. Словарная работа (по карточке на месте) Работа с толковым словарем Ожегова

Задание. Определить лексическое значение слов:

Брег – (берег) устарев.

Гласят – содержать какое-либо утверждение.

Гонцы (устар.) – человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

Графический диктант

- Сейчас мы проверим, сможете ли вы на слух определить сложное предложение или простое. От этого зависит постановка запятой в предложении.

Только ли в сложносочиненном предложении используем сочинительные союзы? (нет, а также при однородных членах)

1 ученик у доски, остальные в тетрадях чертят схемы предложений

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

[1) ], и [2) ].

Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто.

то = , то =

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

[1) ], а [2) ].

Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек деревьев, и от невидимой за садами реки.

о : и , и , и .

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает и
Вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет

= и =

Проверка выполненной работы.

Если вы согласны с тем, что на доске, поднимите руку.

Литературная викторина

- В поэзии весна издавна означала нечто большее, чем обычное время года. Она связана с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Вспомним эти стихотворения. Назовите автора и название стихотворения.

1. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин “С добрым утром”)

2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”)

3. Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
(А.А. Фет “Я пришел к тебе с приветом”)

4. На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(В. А. Жуковский “Жаворонок”)

5. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(А. С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”)

- А какие вы знаете стихотворения о весне?

(чтение наизусть стихотворения В. А. Жуковского “Приход весны”)

Самостоятельная работа

(На печатных листах по два отрывка из стихотворений.)

Задание по вариантам.

I вариант – 1и 2 отрывки.

Улыбнулись со(н,нн)ые березки,
Ра…трепали ш…лковые косы.
Ш…лестят зеленые сере…ки,
И г…рят серебря(н, нн)ые росы.

2. Люблю гр…зу (в)начале мая,
Когда весе(н,нн)ий первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохоч…т в небе голубом.

Задание: 1. Вставить пропущенные орфограммы.

2. Расставить знаки препинания.

3. Синтаксический разбор предложения.

4. Разбор по составу: растрепали, березки.

II вариант

1. Я приш...л (к)тебе с приветом,

Ра(с,сс)казать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затр…петало.

2. На солнце темный лес зардел,

В д…лине пар беле…т тонкий,

И песню ра(н,нн)юю запел

В лазур… жаворонок звонкий.

Задание: 1. Вставить пропущенные орфограммы.

2. Расставить знаки препинания.

3. Синтаксический разбор предложения.

4. Морфологический разбор: в лазур…

Проверка.

Творческая работа (на доске репродукции картин)

– Весна вдохновляла не только поэтов, но и художников. Вы уже знакомы с картинами Саврасова, Левитана. А теперь рассмотрим репродукции неизвестных вам художников: Ромазина, Герасимова, Волкова, Бакшеева.

Представим себя писателями и попробуем выразить свои чувства по приходу весны. Помогут вам в написании сочинения репродукции картин, а также музыка, которая будет играть.

(Антонио Вивальди. Из цикла “Времена года” Весна)

Наше сочинение-миниатюру назовем “Весна – “утро года””

- Как вы понимаете заголовок?

Написание сочинения (включаем магнитофон).

Чтение 2-3 сочинений.

Подведение итога урока

- Что повторили на уроке?

- Какой знак препинания ставится между простыми предложениями в составе сложного?

Оценки за урок

Домашнее задание

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru