ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 6 классе "Путешествие в страну "Местоимение""

Цели:

закрепить изученный материал по теме: “Местоимение как часть речи”,

работать над грамотностью письма,

обогащать словарный запас детей,

способствовать развитию творческих способностей учащихся,

показать возможности преподавания русского языка (нестандартный урок - связь с туризмом).

Оборудование:

иллюстрации горных вершин, книги по туризму,

пластинка с песней Владимира Высоцкого “Вершина”,

проигрыватель,

рыбки (нарисованные),

компас,

рюкзак,

цветной мелок,

листы бумаги,

гитара;

учебники русского языка, авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М. “Просвещение” 2007 г.

Оформление доски:

иллюстрация горных вершин,

число,

классная работа,

тема урока,

девиз урока,

словарь,

урок-путешествие в страну “Местоимение”,

нарисованный палаточный городок,

карта маршрута,

удочки,

кроссворд,

рыбки на волнах,

письмо по памяти.

План урока

Огрмомент (на партах лежат листочки)

a) Приветствие.

б) Наведение рабочего порядка.

2. Объявление темы и цели урока.

Тема нашего урока: Путешествие в страну местоимение. Мы должны закрепить изученный материал. И урок наш будет необычный. Мы с вами отправимся в замечательную страну “Местоимение”. Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

3. а) Опрос по правилам.

Так что же такое местоимение?

Какие бывают местоимения по значению и грамматическим особенностям?

- Хорошо. В поход мы с вами готовы. Отправляясь в поход, туристы всегда берут с собой маршрутный лист. А для нас это будут рабочие тетради.

4. - Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.

- Турист должен много знать, а как же нам обойтись без таких необходимых в походе слов, как: азимут, компас, гитара, здоровье? Итак, туристический словарь (записывают).

Азимут - объяснить лексическое значение (Угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект).

Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Задание: Составить предложение и разобрать его. Сделать синтаксический разбор. В предложении должно быть местоимение. Записать на доске: В свой поход ребята взяли компас и гитару.

Итак, в путь!

5. Наш маршрут проходит через библиотеку. Там столько много замечательных книг! Ночью они разговаривают друг с другом. И если внимательно прислушаться, можно услышать много интересного. Что вы услышали?

а) Проверка домашнего задания. Домашнее сочинение “Подслушанный разговор”

Однажды я пришел в библиотеку, чтобы взять новую книгу. С выбранной книгой я решил посидеть в читальном зале. Увлекшись чтением, не заметил, как ушла библиотекарь.

Когда дверь за ней закрылась, по всему помещению пронеслась струйка золотой пыли. И вдруг все книжки на полках запрыгали и заговорили. Онемев от страха, я спрятался под стол, а когда увидел, что страшного ничего нет, осмелел и стал наблюдать за происходящим.

Книга, под названием “Преследователь”, бегала и стреляла из воображаемого пистолета. Книга “Собрание стихов Пушкина” подходила ко всем и говорила: “Мой первый друг, мой друг бесценный!” В библиотеке поднялся шум: книги хохотали, прыгали, бегали и даже дрались. Затем все замолчали. Самые умные стали вести научные споры. Но, как только часы пробили шесть утра, они одновременно вернулись на полки, и всё успокоилось. Через некоторое время пришла библиотекарь. Я тихонько выполз из-под стола и быстро побежал домой.

Теперь я знаю, что книги живые. Они воспитывают и учат нас, поэтому и обращаться с ними нужно бережно.

Задание: Назвать местоимения в домашнем сочинении.

6. - Дорога становится все труднее и труднее. Теперь нам нужен настоящий

инструктор по туризму. Представляю руководителя нашего школьного туристического кружка “Крокус”.

Руководитель кружка:

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Физминутка

Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги!
Наш девиз: “Всегда вперед!”
Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!

Руководитель туристического кружка:

- Вот мы у подножья горы, удивительная картина открывается нашему взору.
Стихотворение А.С. Пушкина “Кавказ” (читать наизусть)

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне....

Учитель:

Друзья, нас ждут испытания. Взялись за ручки. (Работа в тетрадях)

Задание: записать местоимения и объяснить разряд, правописание.

Повторяющиеся местоимения записать один раз.

Выборочный диктант.

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал своему другу Дельвигу:

1)

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил.

Проверка работы.

- Продолжаем работать дальше.

2) (Из девиза). Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым!

Объяснить: ничто.

3) Некто шел по какой - то дороге и нашел нечто, (неопределенные).

4) Не с кем было поговорить, (отриц.)

5) Дорогой Антон Семёнович! Вчера прочитал Вашу книжку. (10 мест)

7. Руководитель туристического кружка:

Можно подниматься в горы. Вперед, к вершинам! Поможет нам В.С. Высоцкий, известный актер, бард. Звучит песня “Вершина”.

Мы с вами на вершине, по традиции, на покоренной вершине, туристы оставляют письмо для будущих покорителей гор.

8. Учитель:

Взяли ручки. Письмо по памяти. Указать местоимения.

Ты по стране идёшь, и нет такой преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады,
И отступает ледяная мгла.
(М. Исаковский)

Проверка работы

9. Руководитель туристического кружка:

Начинаем спуск. Мы устали. Пора и отдохнуть. На обед приготовим уху. Рыбаки, на рыбалку!

На рыбках:

1. Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы мы ты)

2. Какой остров называет местоимение? Когда говорит о своей величине? (Ямал).

3. Какие местоимения пишутся с дефисом?

Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.

4. В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Ни у кого. Не с кем

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа? (Возвратное – себя)

6. Шарада

Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой.(пар-та).

10. Учитель:

Взаимопроверка (по правилам). Листочки по отрядам.

А вы, ребята, побеседуйте друг с другом. Поделитесь впечатлениями и поставьте друг другу оценки.

1 отряд: § 68, 69, 70

2 отряд: § 71, 72, 73

3 отряд: § 74, 75.

11. Руководитель туристического кружка:

Ребята, у нас очень необычная рыба, чтобы она попала в котелок, надо отгадать задание. Уха была замечательная. Все к костру!

12. Учитель:

Творческая работа:

Попробуем себя в поэзии. Даю первую строчку, а вы придумайте стихотворения. Желательно, чтобы в них были местоимения.

1 отряд.

Сидим мы дружно у костра
Под куполом небес,
Смеркается… и в тишине
Нам тихо шепчет лес.

2 отряд

Как хорошо, что стало тепло,
Солнце смотрит в наше окно,
Птицы летят в родные края,
С радостью всем о весне говорят!

3 отряд

Солнце светит нам прямо в окно,
Птицы летят в родные края,
Вся зеленеет наша земля.

а) Проверка работы (читают свои варианты).

б) Запись в тетради (лучшее – один учащийся на доске).

13. Руководитель туристического кружка:

Снова в путь. Осталось совсем немного.

Учитель: Ребята, перед нами последнее испытание. Если мы с ним справимся, то попадем в стану “Местоимение”.

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

Сколько личных местоимений в слове семья?

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

Руководитель туристического кружка:

Ура! Победа.

14. Оценки.

15. Домашнее задание

16. Учитель: Наше путешествие закончилось. Примите телеграмму: “Дорогие ребята! Всем спасибо за урок. Любовь Дмитриевна”.

И хотя в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания (чтобы меньше стоила), вы поставьте все знаки по правилам.

Объяснить знаки препинания.

17. Итог урока.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru