ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка "Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм"

Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения.

Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий.

Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.

Интегрированный урок русского языка и информатики построен по принципу горизонтального тематизма. Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.

Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать проверочные слова трех видов орфограмм с помощью алгоритма, осуществлять самоконтроль.

Перед проведением урока формируется 4 группы по уровню подготовки учащихся. На уроке учащиеся сидят по группам. Каждый ученик имеет свой номер группы (1,2,3,4) в которой он работает и пакет с заданиями различного уровня сложности. На компьютерах установлена тестирующая программа с заданиями, которые предстоит выполнить каждому ученику. В ходе урока учащиеся приглашаются к компьютерам по группам, начиная первой (самой сильной). С ними работает учитель информатики. Дети выполняют тестовые задания и по результатам своих ответов узнают оценку, причем, компьютер выставляет не только традиционную школьную оценку, но и показывает процентное соотношение правильных и неправильных ответов, так как в заданиях могут быть несколько правильных ответов. А учитель начальных классов работает со второй группой. Третья и четвертая группы самостоятельно работают с пакетами заданий. Затем группы меняются видами деятельности, а учитель начальных классов работает с третьей группой, потом с четвертой. Учащиеся комментируют виды используемых алгоритмов, которые были составлены ими с помощью учителя информатики на предыдущих уроках информатики, осуществляют проверку выполненных заданий.

Каждый учащийся в ходе урока получает три оценки: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика).

Тема урока: Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм.

Цели урока:

Образовательная: закрепить понятия алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритма, совершенствовать навыки  формального исполнения алгоритма, грамотного письма, умения использования алгоритмов при проверке трех видов орфограмм;

Развивающая: формировать представление у учащихся о том, что  алгоритмы используются при решении любой задачи или   проблемы, развивать логическое мышление учащихся через  использование субъективного опыта, развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные  связи в ходе учебного процесса;

Воспитательная: связать русский язык с информатикой, развивать   познавательный интерес к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, формировать коммуникативную культуру.

Оборудование: компьютеры, индивидуальный пакет с заданиями, на доске прикреплены  слова: ЧЕС…НЫЙ, ЗАГА…КА, Л…ВУШКА, набор букв, для выполнения задания.

Программное обеспечение: тестовая программа HiperTest.

Формы организации на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

1. Организационный. Приветствие, объявление темы и целей урока.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель информатики: Начиная с первого класса, мы с вами учимся размышлять, планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно, т. е. действовать согласно алгоритму.

А что же такое алгоритм?

Ученик: Четкая последовательность действий, приводящая от исходных данных к результату.

Учитель информатики: Что отличает понятие “алгоритм” от понятий “информация”, “исполнитель”?

Ученик: Свойства.

Учитель информатики: Кто такой исполнитель?

Ученик: Тот, кто может исполнить данный алгоритм.

Учитель информатики: Какими свойствами должен обладать алгоритм?

Ученик: Точный и понятный исполнителю.

Учитель информатики: Какие бывают алгоритмы?

Ученик: Циклический, разветвлённый, линейный.

Учитель информатики: Какие способы записи алгоритма вам известны?

Ученик: Графический, псевдокодовый, словесный, программный.

Учитель информатики: Посмотрите на карточки с алгоритмами. Каким способом записан этот алгоритм? Почему вы так решили?

Ученик: Графический. Алгоритм записан с помощью геометрических фигур.

Учитель информатики: Какой это вид алгоритма? Почему вы так считаете?

Ученик: Циклический, так как есть повторяющиеся действия.

Учитель начальных классов (НК) предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЧЕС…НЫЙ. (Алгоритм проверки непроизносимых согласных)

Дети рассказывают, что надо делать по порядку.

Учитель НК: Когда же звук станет произносимым?

Ученик: В сильной позиции. Честь, бесчестие.

Учитель НК: Все ли однокоренные слова будут проверочными?

Ученик: Нет.

Учитель НК: Что делать, если звук не появился при подборе однокоренных слов?

Ученик: Это слово надо запомнить.

Учитель НК: Назвать слова, которые надо запомнить.

Ученик: Чувство, лестница, праздничный, праздник.

Учитель НК предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЗАГА…КА.

(Алгоритм проверки парных согласных в корне слова.)

Дети рассказывают, что надо делать по порядку.

Учитель НК: Почему возникает необходимость проверки?

Ученик: Звук в слабой позиции, перед согласным.

Учитель НК: Что означает изменить форму слова?

Ученик: Изменить окончание.

Учитель НК: Всегда ли нам это подходит?

Ученик: Нет.

Учитель НК: Самое главное, что должно быть в проверочном слове?

Ученик: Загадать. После согласного должен стоять гласный, буква “д” обозначает звук [д], значит пишем: загадка.

Учитель НК предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова Л…ВУШКА.

Ученик: Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

Учитель НК: В чём состоит особенность проверки безударных гласных?

Ученик: Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук становится ударным.

- Все ли однокоренные слова могут быть проверочными?

Ученик: Ловит, ловля. Нет.

Учитель НК: Как действовать, если в корне два безударных гласных звука?

Ученик: Проверить сначала один звук, затем другой.

Учитель НК: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы писали, мы читали, и, конечно же, устали.

Дружно все тихонько встали,

Мышцы все свои размяли.

Поднимает руки класс – это “раз”,

Повернулась голова – это “два”,

Руки вниз, вперед смотри – это “три”,

Руки в стороны пошире развернули на “четыре”,

С силой их к плечам прижать – это “пять”.

Всем ребятам тихо сесть – это “шесть”.

3. Работа по группам.

Группа l работает на компьютерах, выполняет тест.

Группы 2, 3 выполняют задания на листе № 4.

Группа 4 выполняет задание № 5 (работа с текстом). В ходе урока учитель обсуждает задания на листе № 1 с группами 2 и 3.

Задание №1

Цель задания: в ходе распределения слов на две группы определить, есть ли в них непроизносимый согласный.

Дети пользуются алгоритмом для проверки каждого слова (устно, самостоятельно).

Коллективная проверка - развитие самоконтроля.

Должны назвать:

Скоростной Повиснуть

Лестный Чудесный

Устный Ужасный

Интересный

Вкусный

Устно дети называют проверочные слова.

Задание №2

Целью задания является определение видов орфограмм и развитие умения переходить от использования одного способа проверки к другому.

Должны вставить буквы и устно прокомментироватъ:

Строка Далёкий Ночной

Низкий Поливать Улетели

Робкий Шляпка Сладкий

Листок Лёгкий Задрожал

Задание №3

Цель задания - развить умения подбирать проверочные слова для двух безударных гласных в корне.

Дети записывают:

Холодок   Голова    Сторожить

Устно называют проверочные слова.

Задание №4

Целью является формирование умения находить слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Дети выписывают:

Пальто   Пенал   Стакан

Задание №5

Работа с текстом.

Целью является формирование умения грамотно записывать текст, подбирая устно проверочные слова для различных видов орфограмм.

В текст включена орфограмма “разделительный мягкий знак”.

Наш край.

Красива наша местность. Весёлые клёны и стройные березки стоят рядами. Их посадили поздней осенью ребята нашей школы. Вот большой цветник. Быстро летит от цветка к цветку пчела. Она пьёт сладкий сок.

ИТОГ РАБОТЫ

После 1 группы на компьютере работают группы № 2, 3, 4 по очереди. Каждый узнаёт результат своей работы. Ещё раз дети говорят о правильном использовании алгоритмов на уроке русского языка.

Итог урока:

- Что нам помогает правильно и точно действовать при проверке и написании слов с различными орфограммами?

-Поставьте себе оценку за выполнение заданий 1 - 5 на листах.

ТЕСТ

(мониторинг знаний с применением компьютера)

./\Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова П _ СЬМО:

-писатель

-расписание

+пишет

\/

/\Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова К _РМУШКА

-накормил

-кормление

+кормит

\/

/\Выбери правильный вариант записи слова:

- скаска

+сказка

-слаткий

+сладкий

-лошка

+ложка

-корофка

+коровка

\/

/\Выбери слова с непроизносимой согласной в корне слова:

+мес ? ный

+праз ? ник

-ужас ? ный

+лес ? ница

+чу ? ства

-опас ? ный

\/

 

 

Индивидуальный пакет содержит 5 листов: 3 листа с алгоритмами, 2 – с заданием.

Лист 1

Алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова.

 

 Лист 2

Алгоритм проверки правописания проверяемых согласных в корне слова.

Лист 3

Алгоритм проверки правописания безударной гласной в корне слова.

Лист 4

ЗАДАНИЕ 1

Прочитай слова. Спиши, распределяя слова в две группы с учетом того, есть непроизносимые согласные или их нет.

Скорое ? ной, повис ? нуть, интерес ? ный, чес ? ный, чудес ? ный, вкус ? ный, ус ?ный, ужас ? ный.

ЗАДАНИЕ 2

Определи вид орфограммы, вставь пропущенную букву и подбери устно проверочное слово.

Стр _ ка д _ лёкий н _ чной ни _ кий пол _ вать ул _ тели ро _ кий шля _ ка ела _ кий л - сток лё _ кий задр _ жал

ЗАДАНИЕ 3

Прочитай слова. Сколько в каждом слове безударных гласных в корне? Подбери проверочные слова. Запиши их.

Х л _ док, г _ л _ ва, ст _ р_ жить.

ЗАДАНИЕ 4

Выпиши только слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, вставь пропущенные буквы.

Д _ твора, п _ льто, п _ нал, т _ шина, ст _ кан, п _нёк.

Лист 5

 Работа с текстом.

1. Прочитай текст. Определи виды пропущенных орфограмм. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Наш край.

Красива наша мес ? ность. В _ селые клены и стройные б _ рё _ ки ст _ ят р _ дами. Их пос _ дили поз _ ней ос _ н _ ю р _ бята нашей школы. Вот большой цв _ тник. Быстро л _ тит от цв _ тка к цв _ тку пч _ ла. Она п _ ёт сла _ кий сок.

 2. Выпиши слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

3. Выпиши группу однокоренных слов. Что их объединяет? Подбери проверочное слово. Разбери их по составу.

4. В пятом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru