ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Развитие риторики как научной дисциплины и отмежевание ее от логики и философии

 

Безусловно, завершил превращение риторики в научную дисциплину Аристотель еще в 384—322 гг. до н. э. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. Однако дальнейшее развитие данное достижение получило в работах Квинтилиана (ок. 35-ок. 96 н. э.). Одной из его работ является самый полный античный учебник по красноречию «Institutio oratoria» или «Риторические наставления» в 12 книгах. В данных работах Квинтилиан упорядочивает все накопленные до него знания по искусству оратора. Определение риторики, ее цели и задачи также можно найти в работах Квинтилиана. На основании собранного материала Квинтилиан рассматривает три рода риторической организации сообщения. Особое внимание уделяется основным композиционным блокам сообщения, аргументации и опровержения. Он пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одна из книг посвящается технике произнесения и запоминания.

Риторика превращается не просто в научную дисциплину, ее вводят как учебный курс в высшие учебные заведения, уделяя тем самым ей особое место в воспитании индивида. В частности, один из отцов церкви Аврелий Августин (354—430) до своего обращения в христианство среди прочего преподавал риторику. После принятия христианства он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества.

Эти его рассуждения содержатся, в частности, в трактате «О христианском учении». Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.

Античное учение о трех стилях пытался пересмотреть Пьер Рамю (1515—1572). Он утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трех стилей (данное положение отвергалось античной традицией). П. Рамю использовал термин «риторика» для трех компонентов коммуникации (дикция, память и действие), цель которой – убеждение. Его последователи определяли риторику как ars ornandi, т. е. искусство украшенной речи. Впоследствии риторика стала сводиться к изучению литературной формы и выражения. П. Рамю, будучи сам логиком, считал тем не менее, что фигуры речи являются только орнаментом и их нельзя охарактеризовать как модели рассуждения. Распространение его точки зрения привело к окончательному на тот период отмежеванию риторики от логики и философии.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru