ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ТЕКСТЫ С ЗАДАНИЯМИ

 

Методические рекомендации.
Работа с историческими источниками, текстами является очень важным видом обучения истории. При обращении учащихся к историческим текстам вырабатывается целый ряд содержательных умений и навыков. Работа с источниками начинается уже в 5 классе, затем ученикам дают более сложные задания, тексты. Школьники не только совершенствуют свое умение извлекать из исторических текстов новые знания, но и приобретают умение сопоставлять разные сведения об одном и том же событии, определять классовые позиции авторов текстов. Анализ фактов, взятых из текста, сначала просто позволяет описывать события, затем позволяет выделять существенные признаки явлений. При работе с историческими текстами у учеников развивается умение самостоятельно формулировать выводы, конкретизировать их примерами, оценивать исторические факты. Задания с историческими источниками можно применять как на уроке, так и на внеклассных мероприятиях, на школьных олимпиадах, в конкурсных программах. Работа над текстами – рассказами с историческими ошибками, как правило, очень увлекает ребят, делает изучение истории занимательным процессом.




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
«Повесть временных лет»

Текст (отрывки)
Расселение славян. Так начнем повесть сию. Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.
Иные славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и по Суле и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»
Вопросы и задания:
Найдите в тексте названия славянских племенных союзов.
Где расселились славяне, почему имели такие названия?


ДРЕВНИЙ МИР
Текст с ошибками «Древние греки»
Благодаря очень хорошим, плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало, поэтому его в больших количествах привозили из других стран.
Солон провел мудрую реформу. Он приказал отпустить на волю всех рабов. С этого времени рабов в Афинах больше не стало.
Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы всегда любовались ее крепостными стенами, огромным театром, парками с прекрасными статуями, роскошными, богато украшенными особняками знатных горожан. Спартанские юноши отличались грамотностью. Они писали без единой ошибки, очень много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех других греков. Илоты, коренные жители Спарты, были равноправными гражданами государства, занимались в основном торговлей и ремеслом, которые также процветали здесь.


Ошибки:
Почвы в Аттике были не плодородными, здесь не выращивали хлеб.
Афиняне выращивали сами оливки и виноград, поэтому, наоборот, возили вино и масло в другие страны.
Солон не отменял рабство в Афинах, Он приказал дать свободу своим землякам, чужестранцы же остались рабами.
В Спарте осуждались богатство и роскошь, украшения.
Спартанцы не строили театров, не ставили статуй, их основным занятием было совершенствование боевого искусства и война.
Иноземцы очень редко допускались в Спарту.
Спартанцы были малограмотными, важными считали физические упражнения.
Илоты – бесправное население Спарты, которое занималось в основном земледелием.
Торговля и ремесло не были развиты в спарте.

 

Текст с историческими ошибками "Завещание старого барона"

Задание: Найти в тексте историческую ошибку, выписать, объяснить, почему вы считаете это ошибкой.
Во имя Отца, Сына и Святого духа!
Писано собственноручно в лето 1092 от Р.Х. месяца IX, 30.
Сын мой! Если наш добрый духовник отец Ахмед читает тебе это письмо, значит я упокоился с миром в нашем родовом склепе, где вот уже 800 лет, со времени императора Хлодвига, короля всех французов, хоронят наших предков, мир их душам.
Я оставляю вас с чувством выполненного долга: маленькое имение, доставшееся мне, младшему из трех сыновей барона де Куси от батюшки по наследству, я расширил, прикупив соседние земли и наняв дополнительных рабочих. Торговля нашим фирменным сыром и маслом «со слезой» приносит стабильный доход, не считая денег, выручаемых от продажи гобеленов, которые ткут в нашем поместье в цеху мастера.
Сестра твоя удачно вышла замуж за Бриана из Бордо, поставщика вин ко двору государя нашего – императора Карла Великого. Передай ей мое благословление. О ее судьбе я не печалюсь: виноградники в долине Нила - ее достойное приданное.
Меня заботит твое будущее и твоего сына, моего неразумного внука Жана. Конечно, мне некогда было всерьез заниматься твоим воспитанием: когда тебя следовало учить книжной премудрости, владению саблей и боевым конем, как подобает рыцарю, я был далеко от дома и во славу Господа нашего, И. Х., штурмовал Иерусалим, освобождая гроб Господень от неверных. Сотни славных рыцарей полегли под стенами его, полегли только ради освобождения святого города, ни о чем земном не помышляя.
Мне повезло, я вернулся, отягощенный ранами, овеянный славой и гордый дружбой с братьями по оружию Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом Барбароссой. Ты же был уже юношей, ничего не умеющим. Позор, позор всему славному роду баронов де Куси! Я, не боявшийся первым, под градом пуль неверных, взойти на стены Иерусалима, я, защищавший жителей города от грабежа и резни, учиненных мусульманами напоследок, я, получивший из рук Иннокентия III орден тамплиеров за свои заслуги, я боюсь. Боюсь за твое, сын и внука будущее. Какое будущее может быть у невежд?
Вы, не как все благородные рыцари – ни читать, ни писать не умеете, не знаете ни алгебры, ни греческого. Все время проводите или на псарне или на охоте. До меня дошли слухи, что вы ради развлечения разграбили купеческий караван с пряностями, шедший из Парижа в Марсель. Вас не принимают ни в одном знатном доме на много километров в округе. Кюре грозил вам отлучением от церкви. «Слава» о ваших «подвигах» дошла до Парижа, и, боюсь, господин наш, король Карл скоро пришлет за вами чиновника с распоряжением об аресте.
Скорбит душа моя - в чьи руки передаю я достояние нашего древнего рода. Одумайся, сын мой, призови к порядку Жана, отдай его в университет, пока не поздно. Сам покайся в грехах и возьмись за ум.
Прощайте все.
Барон Альфред де Куси.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru