ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

 

Задания для лаборатории «Палеонтологи»

Цель: сформировать умения использовать данные науки палеонтологии для доказательства эволюции.

Палеонтология – это наука изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходство и различия с современными организмами. В 1822 году термин предложил А. Бленвил. Владимир Онуфриевич Ковалевский заложил основы современной палеонтологии.

Прочтите параграф.

Дайте определения ключевым понятиям: переходные формы, филогенетические ряды.

Рассмотрите коллекцию «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных».

Подготовьте устный ответ по теме «Палеонтологические доказательства».

Какая наука лежит в основе палеонтологических доказательств?

Какие организмы являются переходными формами? Что они доказывают?

Укажите переходные формы:

Рыбы……………………………земноводные

Споровые папоротники……………………………….голосеменные

Земноводные…………………………пресмыкающиеся

Пресмыкающиеся…………………………….млекопитающие

Пресмыкающиеся……………………………птицы

Одноклеточные растения……………………….одноклеточные животные

(зверозубые рептилии, семенные папоротники, древние кистепёрые рыбы, стегоцефал, эвглена зелёная, археоптерикс)

Дайте определение филогенетическим рядам. Назовите учёного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Используя материал учебника, расскажите об истории развития лошадей и китов.

Проведите исследования

Ещё в 18 столетии французский учёный Жорж Кювье разработал «метод реконструкции», согласно которому по определённой части скелета любого животного можно восстановить его облик, т.к. организм – это целостное образование, в котором все части соответствуют друг другу.

Итак, вам необходимо:

1. Восстановить внешний вид ископаемого животного - диморфодона.

2. Нарастить мышцы на кости этого животного.

3. Составить отчёт по следующим пунктам:

Опишите, в какой среде обитало реконструированное вами животное;

Чем животное питалось (травоядное или хищное)? Почему?

Признаки представителей какого класса (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) характеризует реконструированное животное?

Поможет ли вам в ответе цитата:

«При раскопках палеонтологи находили некоторые кости полыми, а череп имел несколько больших отверстий, что облегчало их массу»? О чём это говорит?

4. Решите задачу.

В палеонтологических остатках стегоцефала находится 48% распавшегося радиоактивного К. Определите геологический век находки, если период полураспада К составляет 300 млн. лет.

Сделайте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюции.

 

 

Задания для лаборатории «Биохимики»

Прочтите параграф 2 с.10-14 (учебник 11 кл. автор Д.К.Беляев и др.)

Рассмотрите основные молекулярные свидетельства эволюции: биохимическое единство живых организмов, молекулярно-генетическое сходство родственных форм организмов.

 

Проведите исследования

В таблице приведены последовательности нуклеотидов в генах митохондриальной ДНК человека, орангутанга и ревуна. Определите число замен, отличающих эти виды, и постройте их филогенетическое древо, исходя из предложения, что, чем больше замен отличает пару видов, тем шире они дивергировали.

 

Орангу-

тан

 

 

ATGTTCGCCGACCGCTGGCTATTCTCCACGAACCACAAAGATATTGGA

Ревун

 

 

 

ATGTTCATAAATCGCTGACTATTTTCAACTAACCATAAAGATATTGGT

Человек

 

 

 

ATGTTCGCCGACCGTTGACTATTCTCTACAAACCACAAAGACATTGGA

 

Как можно использовать данные анализа генов и белков современных организмов для реконструкции их происхождения? Приведите примеры.

Приведите биохимические доказательства эволюции. О чём они свидетельствуют?

Выгодно, если бы каждый вид имел собственный генетический код?

Сделайте вывод о роли молекулярных доказательств в эволюции.

 

 

Задание для лаборатории «Биогеографы»

 

Биогеография – наука о закономерностях современного расселения по земному шару живых организмов.

 

Об эволюционном процессе свидетельствует распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Изучая растительный и животный мир Земли, А. Уоллес привёл сведения о многообразии и своеобразии живого мира различных географических территорий в систему и выделил 6 зоогеографических областей:

1. Палеарктическая (Европа, Северная Африка, Северная и Средняя Азия, Япония)

2. Неоарктическая (Северная Америка)

3. Эфиопская (Африка к югу от пустыни Сахара)

4. Индо-малайская (Южная Азия, Малайский архипелаг)

5. Неотропическая (Южная и Центральная Америка)

6. Австралийская (Австралия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Соломоновы острова, Новая Каледония).

 

Проведите исследования

1. Разместите на карте, определив зоогеографическую зону, предложенных вам видов животных, обитателей Австралии, Евразии, Северной Америки, Южной Америки.

2. Объясните причины сходства фауны Северной Америки и Евразии, используя знания, полученные в теме «Происхождение материков и океанов», изучаемую в курсе « География материков».

3. Объясните причины различий фауны Северной и Южной Америки, используя знания полученные в теме «Происхождение материков и океанов», изучаемой в курсе «География материков».

4. Объясните причины своеобразия животного мира Австралии.

5. Сделайте выводы, используя данные, полученные в результате ваших исследований.

Каковы причины сходства и различия фаун и флор разных зоогеографических областей?

О чём свидетельствует особенности фауны и флоры островов?

Почему географическое размещение животных является одним из доказательств эволюции органического мира?

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru