Профессор Знаев - ПОЧЕМУ ТАК КРАСИВА БАБОЧКА?

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ПОЧЕМУ ТАК КРАСИВА БАБОЧКА?

 

priroda

Легко заметить, что при создании многих архитектурных сооружений на замысел зод­чего влияла природа. И дело не только в том, что она подсказывала наиболее экономные решения и предлагала прочные

конструкции, но и в ее сильном эстетическом воздействии. Как часто нас буквально завораживает вели­колепие природных объектов, и мы удивля­емся, каким тонким художником может быть природа.

Важно, что внешняя красота созданных ею форм неразрывно связана с их целесообраз­ностью. Иными словами, грубые, тяжеловес­ные, неуклюжие растения и животные, как вы уже убедились, нередко оказываются и менее приспособленными к жизни в меняю­щихся условиях. А изящная архитектура живого всего лишь отражает долгий путь пе­ребора различных вариантов, в результате которого выиграли — выжили — именно те существа и организмы, которые сегодня ра­дуют наш глаз.

Самые привлекательные архитектурные со­оружения часто обладают симметрией. Припом­ните виденные вами старинные усадьбы или церкви, дворцы или высотные здания. Их пра­вая и левая стороны, как правило, представля­ют собой зеркальные отражения друг друга.

Но разве не такие же решения реализова­ла природа в сверкающих кристаллах, об уди­вительной симметрии которых писали еще в древности? Однако не только в мертвом мире камней нашли свое место различные виды симметрии. Примеры ее зеркального вариан­та мы можем найти и в формах листьев, и в очертаниях множества живых существ — ска­жем, бабочек.

Но природа была бы слишком незатейли­ва, если бы ограничилась только этой про­стейшей формой повторения или подобия. Еще не совсем ясно, почему порой она такую симметрию нарушает. Например, некоторые виды вьющихся растений при росте закручи­ваются вокруг опоры по часовой стрелке, дру­гие — против. Так же — по часовой или про­тив часовой стрелки — «завернуты» ракови­ны некоторых моллюсков (соответственно «правши» и «левши»), причем «правшей» оказывается намного больше, чем «левшей». Разницу в их количестве можно обнаружить даже в мире бактерий.

Эти и подобные им нарушения симметрии используют и архитекторы. Вот, к примеру, луковицы куполов на соборе Василия Блажен­ного не привычно гладкие, а «закрученные», что вносит живость и разнообразие в его вне­шний вид.

Таким образом, подсказанные природой варианты различных симметрий и отступле­ний от них ведут к богатству создаваемых человеком архитектурных форм.


Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru