ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЗРЕНИЕ

 

prirodaКакое из пяти наших чувств самое важ­ное? «Конечно, зрение», — не задумываясь, ответите вы. И приведете в подтверждение с десяток пословиц и, например, «береги как зеницу ока».

Однако это самое око оставалось для нас целые тысячелетия загадкой. Да-да, это не преувеличение — с устройством и работой глаза безуспешно пытались разобраться еще задолго до новой эры. Полагали, например, что все окружающее нас производит некие образы, или «призраки», копирующие пред­меты, которые наши глаза словно бы ощу­пывают испускаемыми из них же самих лу­чами. Отсюда и происходит выражение «свет очей моих».

Впервые точное изображение того, что происходит в органе зрения, появилось толь­ко около четырех веков назад. Оно приведе­но на рисунке в начале этой главы и принад­лежит астроному И. Кеплеру.

Интерес ученых к устройству нашего орга­на зрения был тогда необыкновенно велик, да и вся оптика поначалу была наукой не о световых явлениях, а об устройстве и работе глаза. Причем уже в те времена сложилось ясное понимание того, что для создания по­могающих глазу приборов человеку стоило бы многое позаимствовать у природы.

Так, английский астроном Дж. Грегори писал в те годы: «Было бы, вероятно, полез­но составить объектив зрительной трубы из различных сред, как это устроено в глазу природой, которая ничего не делает зря». Вот и судите теперь о том, когда на самом деле возникла бионика...

Шли годы и десятилетия, люди все луч­ше узнавали как работают органы зрения. И вот знаменитый ученый XIX века Г. Гельмгольц решился на такое заявление: «Если бы оптик принес мне столь несовершенный ин­струмент, как человеческий глаз, я бы тот­час выбросил его за дверь». Простим велико­му физику и физиологу столь резкую оцен­ку — всех будущих загадок и открытий, свя­занных со зрением, он, видимо, не мог пре­дусмотреть.

А нам ближе будут слова, произнесенные примерно в то же время изобретателем фото­графии Н. Ньепсом: «Фотоаппарат представ­ляет собой глаз, которому человек внушил свою волю». В дальнейшем мы еще не раз будем сравнивать рукотворные приборы с изу­мительными «аппаратами», созданными при­родой.

Огромно многообразие глаз следящих за нами и вообще за миром. Давайте присталь­нее всмотримся в них и попробуем найти по­лезные нам подсказки природы. Но будем при этом бдительны и последуем совету выдаю­щегося художника и зодчего эпохи Возрож­дения Микеланджело Буонарроти, поэтичес­ки предупредившего нас: Иногда стоит гово­рить себе—«не верь глазам своим!»

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru