ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

КАК СВЕТ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ В ГЛАЗУ?

 

prirodaИтак, начнем все-таки с человеческого органа зрения — перед вами картинка, пред­ставляющая сечение нашего глаза. Согла­ситесь, что аналогия с фотоаппаратом очень точна. Хрусталик гла­за —

это маленькая линза, преломляющая и фокусирующая све­товые лучи на задней стенке глазного ябло­ка, подобного закры­той со всех сторон темной камере. Вместо фотопленки — сетчатка, покрытая мно­жеством нервных окончаний, воспринима­ющих изображение предметов, на которые мы смотрим. Но это, как мы выясним поз­же, все-таки очень грубые сравнения и их требуется уточнить.

А пока — первый вопрос: в фотокамере изображение переворачивается, а что же в глазу? Поверить в то, что мы видим мир пе­ревернутым вверх ногами, долгие века не могли ни ученые, ни тем более простые люди, далекие от науки. Даже когда созда­ли так называемую камеру-обскуру — а это просто темный ящик с маленьким отверсти­ем, благодаря которой, казалось бы, удалось смоделировать простейшие происходящие в глазу процессы, заблуждение не развеялось. И гениальный Леонардо да Винчи, находясь на пороге открытия, тоже переубедил себя, решив, что хрусталик в глазу играет роль прозрачного тела, снова, после радужной обо­лочки, переворачивающего изображение, что­бы мы его видели, как положено, — «вверх головой».

Лишь упомянутый нами в самом начале главы Келлер, отбросив ложные представле­ния, создал, наконец, схему прохождения лучей в глазу, близкую той, которая исполь­зуется сегодня.

Почему же мир не кажется нам перевер­нутым? Дело в том, что в формировании изоб­ражения принимают участие не только гла­за, но и мозг. Именно в нем восстанавлива­ется верное изображение.

Очень похоже на то, что мы делаем с фо­тоаппаратом при диафрагмировании — изме­нении размера отверстия камеры, регулиру­ющего световой поток, попадающий на зрач­ки глаз. В этом можно убедиться, входя в темное помещение с ярко освещенной улицы, когда наши зрачки сильно расширяются — для того, чтобы пропустить в глаза как мож­но больше света. И наоборот, когда очень свет­ло, зрачки, чтобы уменьшить его поступле­ние, рефлекторно, иначе говоря автоматичес­ки, сужаются.

А вот настройка на резкость, которую мы производим, вдвигая или выдвигая объектив фотокамеры, то есть приближая или удаляя ее линзы от пленки, происходит в глазу иначе. Специальные мышцы трансформируют толщину хрусталика, отчего он становится то более, то менее выпуклым. В результате ме­няется его способность преломлять световые лучи, а значит, обеспечивается возможность собирать их на сетчатке от по-разному уда­ленных предметов.

Впрочем, такой способ фокусировки не единственный в природе. Порой может пока­заться, что когда-то давным-давно она наме­ренно подсказала разнообразные решения, не­зависимо от нее осуществленные потом чело­веком в технических устройствах.

Но, конечно, при этом люди старались многое «подсмотреть» и перенять у приро­ды. Изучение хрусталика глаза привело к из­готовлению линз из прозрачных материа­лов — хрусталя и стекла. Пытаясь помочь человеку увеличить изображение рассматри­ваемых предметов, еще тысячу лет назад арабские врачи изготавливали подобие совре­менных очков.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru