ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЧТО ПЕРЕНОСИТ ИНФОРМАЦИЮ?

 

prirodaНаблюдения за растениями преподнесли несколько лет назад интересный сюрприз. Измеряли ритм электрической активности у высаженных рядом проростков кукурузы.

Как это делается, мы обсуждали в предыдущем рассказе. Был проведен такой опыт: одно из растений накрыли светонепроницаемым кол­паком, а второе освещали мигающим светом. Через 8 часов частота импульсов у закрытого растения подстроилась под ритм электричес­ких колебаний, возникших у освещенного.

Получалось, что растения обмениваются информацией. Причем, как выяснилось, про­исходило это через общий грунт, в котором они находились, и тогда, когда условия ока­зывались, так сказать, экстремальными, — например, в отсутствие света или при недо­статке корневого питания. Природа же тако­го обмена теперь вам известна: электричес­кие колебания освещаемого растения меняли химический состав раствора в почве, а это, в свою очередь, влияло на электрические же колебания у закрытого растения. Заметим на будущее, что во всех без исключения описан­ных случаях информация передавалась через жидкую среду.

А теперь еще один любопытнейший при­мер. Глядя на общающихся между собой птиц, мы прежде всего замечаем, что они передают информацию с помощью голоса, движений или, при близком контакте, ощупывая друг друга. Но вот каким образом происходит поч­ти молниеносная передача сигналов, когда стая птиц одновременно разворачивается и меняет направление полета? Такие маневры были за­мечены у стай скворцов, насчитывающих ты­сячи птиц, когда разворот происходил за пять миллионных долей секунды!

Никакие органы чувств из классического набора не объясняли происходящее с ними. И лишь исследования германских ученых привели к заключению, что переносчиком сигналов может быть электрическое поле, возникающее во время полета на поверхнос­ти тела пернатых. Его изменения могут пе­редаваться с огромной скоростью всем пти­цам в стае и позволять им согласовывать свое движение.

Подобные эффекты обнаружились и у на­секомых, например у пчел. И дело не только в способе обмена информацией во время по­лета в стае. Ученых давно занимают вопро­сы, связанные с организацией любых дей­ствий у коллективных насекомых. Почему так слаженно живут и работают те же пчелы? Или муравьи, колонии которых насчитыва­ют порой до 50 000 членов? Создается впе­чатление, что их взаимодействие подчинено каким-то общим командам, словно мы наблю­даем целостный гигантский организм.

Теперь известно, что похожее на такое кооперативное поведение отмечается и в ко­лониях бактерий, и на уровне мельчайших единиц живого — клеток. А для того, чтобы предпринимать такие согласованные действия, необходим налаженный обмен информацией.

Даже в воздухе, как мы убедились, он может происходить с помощью биоэлектри­ческих сигналов. А тем более — в жидкой среде: в воде у рыб, через почвенные раство­ры у растений. Однако в последнем случае незаменимыми участниками информационной цепочки становились химические вещества. Об этой их роли — следующий рассказ.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru