Профессор Знаев - КАК ОБЩАЮТСЯ ГОЛОВАСТИКИ?

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

КАК ОБЩАЮТСЯ ГОЛОВАСТИКИ?

 

prirodaОдна из самых важных проблем при изуче­нии процесса передачи информации — узнава­ние. Вот скажите, каким образом вы опреде­ляете, в знакомом ли месте оказались вы или нет?

По всей видимости, мы храним в нашей памяти впечатления, накопленные от множе­ства данных, переданных нам разными орга­нами чувств во время предыдущих посещений.

Иногда достаточно показать картину или фотографию места, где вы уже бывали. И если она совпадет с тем образом, что запечатлен вашей памятью, то вы воскликнете: «Узнал!» Однако даже зрительная информация, как вы помните, может нас подвести: в каких-то де­талях само место и его образ могут разой­тись, не совпасть друг с другом, вы начнете сомневаться, откажетесь его признать, а по­том обескураженно скажете себе: «Как же я мог ошибиться?!»

Еще тоньше обстоит дело, когда разговор касается узнавания людей. Разве вам не при­ходилось попадать в ситуации, когда вы встре­чали человека, очень похожего на одного из ваших знакомых, друзей или родственников, хлопали его по плечу, а потом должны были просить прощения, что обознались.

На что больше всего можно положиться в таких случаях, на какие органы чувств? Ин­формация от какого из них наиболее досто­верна? Может быть, воспользоваться всеми доступными каналами восприятия и сложить полученную с их помощью информацию?

Это весьма непростые вопросы, и мы к ним, конечно, еще вернемся. А пока попро­буем выяснить вместе с учеными, как узна­ют друг друга все-таки более простые, чем мы, существа — головастики жаб или лягушек.

На картинке вы можете увидеть изобра­женный в плане большой аквариум. В левой и правой его частях, отделенных сетчатыми перегородками, находились два выводка го­ловастиков. В центральную часть, разделен­ную непрозрачной перегородкой, помещали по одному головастику из каждого выводка. В этих условиях одиночные животные предпо­читали большую часть времени проводить около своих родственников.

Когда же сетки заменили стеклянны­ми — прозрачными, но непроницаемыми для воды — перегородками, выяснилось, что никакого родственного предпочтения не воз­никало. Тогда опыт изменили: сетки вер­нули на место, а каждую из групп головас­тиков накрыли ящиком с отверстиями — так, что их самих не было видно, но вода внутрь ящиков проникала. И что же — оди­ночные головастики вновь стали проявлять свою склонность к общению с братьями и сестрами. Во всех ситуациях аквариум про­слушивали гидрофонами, чтобы «засечь» и звуковые контакты, но они не играли опре­деляющей роли.

Какой же из всего этого был сделан вы­вод? Средством коммуникации у этих су­ществ, помогающим узнаванию, была не оп­тическая, не акустическая, и тем более не осязательная, а только лишь химическая связь. Головастики посылали друг другу сиг­налы с помощью веществ, по которым мож­но было отличить один выводок от другого.

Это пример того, как исследователи пы­таются разгадать механизмы передачи инфор­мации, последовательно исключая действие тех или иных органов чувств. Мы не раз го­ворили, что бионикам часто удается достичь больших успехов в моделировании природных систем при обращении к более примитивным существам. Однако соблазн узнать побольше о способах восприятия информации челове­ком побуждал к экспериментам и с его не­посредственным участием.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru