ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЧТО ПОМНЯТ НАСЕКОМЫЕ И ПТИЦЫ?

 

prirodaКонечно, работа мозга — не только у че­ловека, но и у животных, и у значительно более простых существ — настолько сложна, что разобраться в ней, лишь непосредственно изучая одни нервные

клетки, невозможно. Такие чисто инструментальные исследования необходимо дополнять и наблюдениями за поведением животных. Они также дают не­мало пищи для размышлений.

Весьма любопытные факты были получе­ны в экспериментах, проведенных уже в вось­мидесятые годы нашего века. Посмотрите на эту симпатичную птичку, называемую черно­головой гаичкой. Не напоминает ли она вам нашу синицу? Действительно, гаичка из того же роду-племени, а привлекли ее к опытам по изучению памяти. Было известно, что она со своим крошечным мозгом умудряется за­помнить и отыскать сотни запрятанных се­мян, в то время как мы зачастую забываем и о десяти спрятанных вещах.

Но что это у нее с левым глазом? Не бес­покойтесь, ничего страшного, просто на вре­мя эксперимента его закрывали колпачком. При этом птичке давали вдосталь семян под­солнечника, которых хватало, чтобы наесть­ся сразу и чтобы запасти впрок. Гаичка рас­совывала лишние семена по тайникам, уст­роенным в подстилке из мха, разделенной для удобства наблюдений на квадраты.

Через некоторое время птичку выпускали для розыска спрятанных семян. Если колпа­чок оставался на прежнем месте, она прекрас­но справлялась с задачей. Но стоило перенес­ти колпачок на другой глаз, как ситуация полностью менялась: создавалось впечатление, что гаичка совершенно забыла, где находи­лись ее тайники.

Ученые пришли к выводу, что в данном случае зрительная информация воспринима­ется каждым глазом по отдельности и запе­чатлевается только в одной, связанной с ним половинке мозга. Таким образом, у птицы между этими половинками отсутствует пере­нос подобного рода сведений.

Почему этот факт важен? Да потому, что у высокоорганизованных животных, в том числе и у человека, в обработке зрительной информации от обоих глаз участвуют и пра­вое, и левое полушария мозга. Хотя они и специализированы — левое отвечает за речь, письмо и счет, а правое воспринимает про­странство и распознает образы, — работают они совместно, «рука об руку», дополняя функции друг друга.

У гаички же глаза расположены по бо­кам головы, левое и правое поля зрения не перекрываются, каждый глаз получаемые све­дения передает лишь «своему» полушарию. Поэтому, не заложив в него информацию, нельзя и заставить ее вспомнить.

К чему ведут эти исследования? Благода­ря достижениям в понимании работы полу­шарий мозга создаются такие системы, как разработанный отечественными учеными нейростереодисплей, позволяющий получать и наблюдать объемное изображение на монито­ре компьютера без каких-либо очков и шле­мов. Им уже заинтересовались авиадиспетче­ры, которым важно иметь подобную картин­ку полетных ситуаций, а также разработчи­ки объемного телевидения.

Еще один пример, касающийся существ с вроде бы ограниченными мыслительными спо­собностями — насекомых. Какая у них может быть память? А вот взгляните на картинку. Пчел, которые хорошо освоили путь к специ­ально устроенному месту медосбора, перенесли в темноте от улья в совсем незнакомое им мес­то и там выпустили.

Если бы насеко­мые вообще не пони­мали, где они нахо­дятся, то они полете­ли бы по привычно­му направлению, как по компасу. Если бы им были нужны ори­ентиры или метки, сопровождающие ста­рый путь, то они вер­нулись бы к улью и направились привычной дорогой. Такие воз­можные трассы указаны пунктиром.

Удивительно, но пчелы выбрали кратчай­ший путь. А это говорит о том, что они пре­красно поняли, и где они находятся, и куда надо двигаться. Иными словами, в их кро­хотных головках, в памяти, содержались мысленные карты, созданные за время про­шлых полетов, и они могли гибко распоря­жаться уже «выученной» информацией.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru