ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТАБЛЕТКИ ПАМЯТИ?

 

prirodaДавайте попробуем проследить за еще од­ной возможностью узнать побольше об уст­ройстве памяти и о том, что именно на нее может повлиять. Сперва расскажем об одном сомнительном эксперименте.

Американские исследователи пытались обучить планарий — примитивных червей. Было известно, что на освещение ярким све­том они реагируют — вытягиваются. Однако если в это время подвергнуть их слабому элек­трическому удару, то они, напротив, начина­ют сокращаться. Спустя какое-то количество опытов планарий обучают съеживаться лишь при воздействии света.

Оказалось, что и разделенные пополам планарии — а таких червей можно делить и получаются два целых организма — сохра­нили эту способность. Но еще более удиви­тельно было то, что если обученных плана­рий скармливали необученным, то те приоб­ретали такие же навыки. Получалось, что у этих червей во время обучения вырабатыва­ется некое химическое вещество, которое хра­нит в себе и может передать другому орга­низму не что иное, как память.

Эти и схожие с ними эксперименты выз­вали целую бурю дискуссий в ученом мире. Окончательного вывода из них пока сделать не удалось. Но вот другой опыт, который был проведен абсолютно строго, по всем правилам, принятым в науке.

В неглубокий бассейн, заполненный водой, запускали крыс, как показано на рисунке на следующей странице. Для того чтобы они мог­ли из него выбраться, в противоположном углу ставили лесенку. Прямой же путь из одного угла в другой перегораживали простенькими препятствиями. Крысы очень быстро обучались и находили кратчайший вариант прохождения такого лабиринта.

Затем обученным крысам вводили сред­ство, нарушающее выработку некоторых хи­мических веществ (протеинов) клетками моз­га. Однако на крыс это не подействовало, и они по-прежнему быстро находили знакомый им путь.

В дальнейшем опыт видоизменили. Новых крыс обучили передвижению по тому же са­мому лабиринту и разделили на две части. Первой группе ввели такое же средство, а вторую, не подвергали его действию. Но те­перь обе эти команды должны были прохо­дить слегка переделанный лабиринт. Как ви­дите на рисунке справа, даже форма пути была схожа с прежней. И что же — вторая команда моментально переобучилась и быст­ро находила выход. Но крысы, получившие инъекцию, оказались просто в растеряннос­ти — им потребовалось в несколько раз боль­ше попыток, чтобы наконец сообразить, как выбраться из бассейна.

Получалось, что на уже хранящуюся в памяти информацию воздействовать не уда­ется, но, вводя определенные вещества, мож­но помешать запоминанию информации све­жей. Значит, между запоминанием и присут­ствием химических соединений существует связь. Развитие подобных исследований при­вело к созданию препаратов, с помощью ко­торых стало возможным непосредственно вме­шиваться в деятельность мозга, стимулиро­вать ее или угнетать, способствовать лечению тяжелых болезней или... оказывать наркоти­ческое действие.

В недавних опытах на пауках было уста­новлено, как влияют введенные им наркоти­ки на вид сплетаемых ими паутин. Химичес­кие вещества воздействовали на складывавши­еся миллионы лет механизмы передаваемой по наследству информации — паутины было не узнать. Причем каждому виду наркотика со­ответствовал свой, новый рисунок сети, так что возникла даже идея использовать пауков на таможнях для выявления характера провози­мых наркотических веществ.

Бионики, разумеется, не могут спокойно пройти мимо открытий и идей, касающихся тонких и до сих пор во многом загадочных де­талей устройства памяти. А что до тех, кто мечтает получать знания без труда, а лишь гло­тая содержащие их таблетки, то должны разо­чаровать — таких средств еще не изобрели!

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru