ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ УМНЕЕ?

 

prirodaЭтим рассказом мы завершаем главу о биоинформатике, но отнюдь, как вы поняли, не исчерпываем тему обработки и хранения информации в живом мире и наших возмож­ностей

воспользоваться подсказками природы. Много удивительного открылось в последнее время, и человек вполне может гордиться тем, что из всех животных он — единственный, кто способен это понять и оценить, исследо­вать процессы мышления, да еще строить ду­мающие машины.
Такими талантами одарила нас эволюция, снабдив высокоразвитым мозгом. Взгляните на диаграмму, на которой представлено вос­хождение от низших животных к высшим, соотнесенное с величиной мозга. Чем ближе мы подходим к занимаемому нами месту, тем круче идет кривая, тем резче видны различия в том, какими возможностями мышле­ния наделила нас природа, выделяя мозгу все большую долю в организме.
Но давайте поставим вопрос так: если уж мы столь богато одарены природой, то не должны высокомерно отбрасывать очевидное и не делать вид, что не замечаем фактов, кото­рые свидетельствуют о наличии у других су­ществ умений и навыков, приписываемых ранее только людям.
Примеров тому немало. Назовем лишь не столь давно обнаруженную способность к счету у насекомых. Конечно, речь не идет о том, что они, наморщив лоб, загибают лапки, как мы — пальцы на руках. Или записывают числа, в виде каких-то символов. Но установ­ленный факт — то, что, например, для пчел не безразлично число совершаемых перед уль­ем пируэтов их соплеменницы, принесшей мед. Это информация, передаваемая и воспри­нимаемая, как некое подобие цифрового язы­ка. Американские же ученые считают, что в памяти пчел находится что-то вроде фотоаль­бома с образами содержащих нектар цветков, причем «снимки» эти цветные.
Или вот еще возможности, демонстрируе­мые муравьями. Они способны сообщить друг Другу, на какой по счету веточке, отходящей от ствола дерева, находится лакомство. Бо­лее того, как полагают отечественные иссле­дователи, муравьи в пределах пяти цифр мо­гут складывать и вычитать.
А как отнестись к научным публикациям о воронах, подкладывающих орехи под коле­са проезжающего транспорта? Об африкан­ском сером попугае, просящем по-английски вещи, с которыми ему хочется поиграть? О шимпанзе, научившихся общаться с помощью клавиатуры пишущей машинки или жеста­ми языка для глухонемых?
Заметьте, как меняются люди, соприкос­нувшиеся с такими удивительными фактами. Когда-то человек отшучивался: «Животные не способны мыслить, но они себе на уме». А после опытов по проверке памяти и обуче­нию осьминогов и кальмаров один из амери­канских ученых заявил: «Сегодня у нас нет достаточного количества данных, чтобы точ­но определить уровень умственного развития головоногих, однако проблема эта существу­ет только из-за недостатка ума у человека, а не у моллюска».
А вот... Стоп! Давайте удержим себя и ос­тановимся в перечислении поразительных находок последнего времени. Наверное, сто­ит просто посоветовать повнимательнее сле­дить за представителями живого мира — ведь именно с таких наблюдений и начинались подобные открытия.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru