ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

НА ЧТО СПОСОБНЫ ВОДОРОСЛИ?

 

prirodaВ предыдущем рассказе мы отметили воз­можность совместной работы растительных организмов — водорослей — и бактерий. Од­нако это была искусственная, нарочно создан­ная человеком ситуация.

А нет ли в природе вариантов согласованного, взаимно полезного сотрудничества бактерий с другими организма­ми, которое и нам неплохо было бы перенять?

Один из примеров такого симбиоза мы уже приводили — это взаимодействие погонофор и бактерий. Там, правда, был случай, кото­рый пока еще не подсказал какой-либо тех­нологии. А вот выращивание риса, одной из основных пищевых культур в мире, как раз может продемонстрировать многое подсмот­ренное человеком в природе.

На рисунке показано, как выглядит вы­саженный в почву рис. Может быть, вам приходилось видеть, хотя бы в фильмах, так называемые рисовые чеки. В отличие от по­лей пшеницы, ржи и овса, эти угодья зали­вают водой. Потому-то и возделывают рис там, где в ней недостатка нет.

Понятно, что любому земледельцу хочет­ся снять как можно больший урожай. Но со временем почва беднеет, растения вытягива­ют из нее необходимые для их роста веще­ства. Тогда приходится производить подкорм­ку — вносить в почву минеральные удобре­ния, представляющие собой искусственно со­зданные нами химические соединения.

А это уже вмешательство в естественные природные процессы. Как бы точно мы ни старались рассчитать, сколько нужно расте­ниям этих удобрений, часть их все равно ос­тается в почве, меняет ее химический состав, а также вымывается дождями и постепенно накапливается в водоемах.

В идеале было бы желательно вообще обойтись без искусственно вносимых в поч­ву химикатов. Но как же тогда поднимать урожай? А дело в том, что необходимое рас­тениям вещество носится буквально в возду­хе. Это азот — газ, составляющий большую его часть. Правда, непосредственно усваивать азот растения не могут. Если же появятся такие посредники, как бактерии и синезеле- ные водоросли, переводящие, перерабатыва­ющие атмосферный азот в доступные для растений питательные соединения, то мож­но вообще обойтись без минеральных удоб­рений. В примере с рисом подобным путем удается поднять его урожайность до двух тонн с гектара, что считается весьма хоро­шим показателем.

Бактерии и водоросли, эти крошечные труженики, способны, по оценкам биотехно­логов, обеспечить в начале следующего века не менее трети наших потребностей в удобре­ниях. Добавьте к этому выгоды от прекраще­ния производства азотных химикатов — слож­ного, долгого и дорогостоящего процесса — и экологическую чистоту природных мини- заводов. Вот сколько преимуществ!

С разведением водорослей связывают еще и надежды на очищение воздуха от вред­ных примесей, прежде всего от углекисло­го газа. Дело не ограничивается их возмож­ным использованием в длительных косми­ческих экспедициях, когда разговор идет о небольшом замкнутом пространстве. Амери­канские ученые разработали проект строи­тельства гигантских океанских ферм по выращиванию водорослей, способных дей­ствовать в планетарном масштабе. Они по­глощали бы до 5 миллиардов углекислого газа в год, то есть большую часть его выбро­сов в атмосферу. Вдобавок водоросли выраба­тывали бы метан, которым можно заменить ископаемое горючее.

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru