ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Мини-кейс. Работа с текстом на уроках литературы. 6-7 класс

 

Тема: «Волшебная сила природы!»

Урок внеклассного чтения по произведениям М.М.Пришвина, В.П.Астафьева, А.П.Платонова.

 
 

Примерная схема анализа литературно-художественного произведения.

Вариант 1

 1. Тематика.

 2. Проблематика.

 3. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

 4. Жанровое своеобразие.

 5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

 6. Центральные персонажи.

 7. Сюжет и особенности строения конфликта.

 8. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

 9. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

 10. Композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведения.

 11. Место произведения в творчестве писателя.

 12. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

 

Примерная схема анализа литературно-художественного произведения.

Вариант 2

1. Тема произведения (о чем оно?), проблемы (для чего? зачем?)

2. Сюжет и композиция сюжета (организация развертывания сюжета)

 3. Система образов

 4. Художественные детали

 5. Хронотоп

 6. Тропы и фигуры

 7. Словесная инструментовка текста, ритм, интонация

 

Примерный план характеристики героя

 

1.Описание внешности (портрет).
2. Поведение, поступки героя. 
3. Чувства, переживания, мысли. 
4. Речь – о чем и как говорит герой. 
5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
6. Отношение к герою других действующих лиц.

7.Отношение автора к герою.

 

Правила работы в группе

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

 

 Эпизоды художественных произведений

 

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

 

«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

 

А.П.Платонов «Никита»

Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

 А отчего другие злые были — и лопух был злой, и пень-голова, и водяные люди, а этот добрый человечек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему:

 Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

Никита задумался.

 Давай все трудом работать, и все живые будут.

 Давай, сынок, — согласился отец. — Давай, добрый Кит.

Отец, вспоминая Никиту на войне, всегда называл его про себя «добрый Кит». Отец знал, что Никита родился у него добрым и останется добрым на весь свой долгий век.

 

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

 

Слепая елань,   куда повела Митрашу стрелка компаса,   было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей, и еще больше скота. И уж, конечно, всем, кто идет в Блудово болото, надо хорошо знать,что такое Слепая елань.

Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть,что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим

растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство.

Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины. Там, где сидели дети у Лежачего камня, растения слой за слоем ложились друг на друга тысячи лет. Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к Слепой елани, слой становился все моложе и тоньше.

Мало-помалу, по мере того как Митраша продвигался вперед по указанию стрелки и тропы, кочки под его ногами становились не просто мягкими, как раньше, а полужидкими. Ступит ногой как будто на твердое, а нога уходит и становится страшно: не совсем ли в пропасть уходит нога? Попадаются какие-то вертлявые кочки, приходится выбирать место, куда ногу поставить. А потом и так пошло, что ступишь, а у тебя под ногой от этого вдруг, как в животе, заурчит и побежит куда-то под болотом.

Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки.

Кислая болотная почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по сто, а то и побольше... Елочки-старушки не как деревья в бору, все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа.

Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше, но растения, наверно, очень крепко сплелись и хорошо держали человека, и, качаясь и покачивая все далеко вокруг, он все шел и шел вперед. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шел впереди его и оставил даже тропу после себя.

Очень волновались старушки елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах.

Черный ворон, стерегущий свое гнездо на борине, облетая по сторожевому кругу болото, заметил маленького охотника с двойным козырьком. Весной и у ворона тоже является особый крик, похожий на то, как если человек крикнет горлом и в нос: "Дрон-тон!"

- Дрон-тон! - крикнул сторожевой ворон в том смысле, что какой-то маленький человек с двойным козырьком и ружьем близится к Слепой елани и что, может быть, скоро будет пожива.

 

 В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

 

Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески, кринки, обвязанные по горлу бечёвками, у кого ковшики без ручек были. Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород, и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зелёной слюны, остатки побросали. Оставили несколько пёрышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали, приплясывали, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро пришли на каменистый увал.

Тут все перестали баловаться, рассыпались по лесу и начали брать землянику, только-только ещё поспевающую, белобокую, редкую и потому особенно радостную и дорогую.

Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска стакана на два-три…Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой — теперь уже всё равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:

— Я ещё у бабушки калач украду!

Бегали мы по мелкой речке, брызгались студёной водой, опрокидывали плиты и руками ловили подкаменщика — пищуженца. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, сравнил её со срамом, и мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Потом пуляли камни в пролетающих птичек, подшибли белобрюшку. Мы отпаивали ласточку водой, но она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку. Мы похоронили беленькую, на цветочек похожую птичку на берегу, в гальке и скоро забыли о ней, потому что занялись захватывающим, жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила (это в селе доподлинно знали) нечистая сила. Дальше всех в пещеру забежал Санька — его и нечистая сила не брала!

 

 

А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

 

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше.

Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвуюглину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.

Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

 

Примерные вопросы:

А) «Неизвестный цветок»

1. Как появился цветок на пустыре?

2. Как был вознагражден цветок за его каторжный труд и терпение?

3.Чем питался цветок, выросший в бесплодной почве?

4. Почему листья цветка были разноцветными?

5. Как Даша оказалась на пустыре?

6. Почему Дашу так заинтересовал маленький цветок? Как  и в чем раскрывается характер Даши?

7. Отчего цветок не похож на других?

8. Зачем пришли пионеры?

9. Почему через год Даша не смогла отыскать прежний цветок на ухоженном пустыре?

10. Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель?

11.  Какие черты характера Даши можно считать положительными?


Б) «Никита»

1.Реальные или фантастические события проходят перед читателем?

2.Как объяснить тот факт, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

3.Почему Никита старался превратить неодушевлённые предметы в людей?

4.Что проявилось в характере Никиты, какие черты победили – доброта, сердечность, злоба, сострадание?

5. Почему строения, растения, животные казались Никите тайными людьми?

6. Какие из предметов казались Никите добрыми, какие – злыми?

7.Почему Никита зовёт дедушку – солнце опять к ним жить?

8.Почему отец верил, что Никита останется добрым на весь долгий век»

9.Понравился ли вам рассказ «Никита»?


В) «Васюткино озеро»

1.Когда Васютка понял, что он заблудился?

2.Что указывает на то, что мальчик очень легко ориентируется в тайге?

3.Спасение Васютки – чудо или закономерность?

4. Почему Васютка не по годам мудр?

5. О чём вспоминал Васютка в тайге?

6.Какие уроки даёт природа герою и читателю?

7.Как долго Васютка находился один в тайге?

8.Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

9. Почему так называется рассказ?

 

Г) «Конь с розовой гривой»

1.Кто занимался воспитанием Витьки?

2. Каковы характеры взрослых?

3.С каким настроением ребята отправляются на увал?

4. Почему мальчик вдруг решился предложить всем съесть землянику?

5.Какие чувства испытывал мальчишка после случившегося?

6.Как отреагировали бабушка и дедушка на поступок Витьки?

7. Почему, несмотря на содеянное, мальчик получил долгожданный подарок?

8.Что пережил герой? Какие выводы он сделал?

9.Очём этот рассказ? Какова его основная идея?

 

Д) «Кладовая солнца»

1.Как природа предупреждает мальчика о беде?

2.Какой конфликт возникает между Митрашей и Настей ещё по дороге на Блудово болото? На чьей стороне были ваши симпатии?                 

3.Как автор относится к Митраше?

4.Что думает Травка, глядя на человека? (Антипыч ли это?)

5. Как и в чём «видела и понимала» своё счастье Травка?

6.Как Митраше удается спасти себя?

7.Только ли торфом богаты эти места?  

8. Как еще связаны герои сказки с природой?

9. Какие описания в тексте предвещают беду?

 

Лист самооценки __________________________________________________

Предмет

Активность на уроке (каждый устный ответ отмечается значком +)

Какую оценку ты поставил бы себе за урок

Понравился ли тебе урок (да, нет, не совсем)

Как ты понял материал (понял, не всё понял, не понял)

Литература

 

 

 

 

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru