ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ, РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ"

 

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика факультатива

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

Организация данной деятельности направлена на:

Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).

Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

Формирование интереса к народному творчеству.

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Развитие эстетического вкуса.

Место факультатива в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания факультатива

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

 

Содержание программы

Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

Русские народные игры.

Русские народные песни для детей.

Народные танцы.

Примерное планирование тем по классам

 

1 класс

Русские народные праздники.

 

2класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

 

3 класс

Старинный русский быт.

 

4 класс

Новый русский быт (со времён Петра I).

 

Тематическое планирование курса «Новый русский быт (со времён Петра I)»


№ п/п

Тема занятия

Коли-чество часов

Универсальные учебные действия

Дата прове-дения

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда и быт

1

Знакомство с общим содержанием курса

1

Развитие познавательного интереса и мотивации

2

«Заморское» (европейское платье). Принудительное бритьё бород

1

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами

Петра I, проанализировать их различия.

3

Петровские ассамблеи

1

4

Наряды дам 18 века

1

5

Наряды девушек 18 века

1

6

Причёски девушек и дам 18 века

1

7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

8

Одежда дворян-мужчин

1

9

Одежда купчих, мещанок, крестьянок

1

10

Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей

1

11

Русские пословицы и поговорки об одежде

1

Усадьба. Дворянские особняки

12-13

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

2

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Санкт-Петербург; провинция).

Познакомить с литературными произведениями 18 века.

14

Зимние сады.

1

15

Атрибуты и аксессуары барского дома.

1

16

Камины. Изразцовые печи.

1

17-18

Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

2

19

Освещение в особняках

1

20

Лепнина. Паркет с инкрустацией.

1

21

Дворянские библиотеки

1

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

22

Светский этикет

1

Разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т.д.).

Прочитать несколько стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Изготовление маски для маскарада.

23

Образование в дворянской семье

1

24

Роль православных книг в воспитании детей

1

25

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.

1

26

Визиты. Переписка. Демонстрация модной одежды

1

27

Традиционные званые обеды. Балы и праздники. Маскарады.

1

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса.

28

Институты благородных девиц

1

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Сравнить обучение в различных учебных заведениях.

Сравнить особенности образования 18 века и 21 века.

29

Привилегированные учебные заведения для мальчиков

1

30

Подготовка высших военных кадров

1

31

Учебный театр для воспитанников

1

32

Пансионы и гимназии

1

33

Смольный институт благородных девиц

1

34

Итоговое занятие

1

Анализ деятельности учащихся за год.

Самооценка деятельности.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru