ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Знание методов стимулирования познавательной активности особенно важно на начальном этапе обучения. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно - учиться легко. Поэтому каждый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем гласные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый согласный звук, буквы «берутся за ручки» - читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

 

Интереснейшие материалы к урокам литературного чтения смотрите в высыпающемся меню.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru