ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок окружающего мира "Крестьянское жилище. Культура быта"

Тип урока:  урок открытие нового знания.

Цель урока:

способствовать формированию представления о жилищах славян, расширять знания о культуре быта крестьян.

Задачи:

-   актуализировать знания о жизни восточных славян;

-   организовать исследовательскую групповую деятельность по выяснению   

    внешнего вида  и внутреннего убранства домов  славян;

-   связать наследие предков с современной жизнью;

-   развивать интерес к истории своего народа.

-  прививать интерес к культуре восточных славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  знать, в каких домах жили в старину на Руси, и его внутреннем убранстве.

Личностные:

- ценностное отношение к истории своего народа;

- осознание практической важности знания;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:  

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать смысл инструкций учителя;

Определять цель учебной деятельности самостоятельно;

Выполнять действия (в устной форме) опираясь на заданный учителем или одноклассниками ориентир;

Принимать участие в групповой работе;

Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Познавательные УУД:

Умение находить способы решения поставленной цели по расширению знаний о жизни предков.

Проводить сравнение;

Самостоятельно формулировать выводы  на основе сравнения, обобщения;

Ппроводить классификацию  по заданным критериям; заполнять предложенную таблицу и схему с опорой на прочитанный текст;

Коммуникативные УУД:

развивать навыки сотрудничества в группах,  в парах, доказывать свою точку зрения, делать выводы;

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Контролировать свои действия в коллективной работе.

 

Наглядный материал: презентация к  уроку, карточки с изображением  домов; заготовки для оценки работы на уроке (модель дома, цветы).

для групповой работы: картинки пазлы:  землянки, полуземлянки, курной избы, белой избы, клишированные тексты, информационные тексты, двусторонний скотч;

            для самостоятельной работы: кроссворд.

Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс ч.2-М: Вентана - Граф,2014 г.; офтальмотренажер.

Технические средства: компьютер, проектор;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивирование

 к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: включение  в деятельность    на личностном уровне

- Доброе утро, ребята!

Я очень рада,
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!


- Скажите, а вам больше нравится слушать учителя или самостоятельно получать знания.

- Попробуем организовать урок, чтобы учесть все ваши желания.

 

Проверка готовности к уроку

Эмоциональный настрой

Включение в деловой ритм урока

Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

 

2.Формулирование темы, целей урока.

Цель: научить формулировать учебные проблемы в виде темы урока

 

Предлагаю вам от каждой группы подойти к раскладочному столику и выбрать номер группы и задания каждой группе. ( На раскладочном столике лежат задания под каждым номером картинки: 1 группа – деревянный дом, 2 группа – каменный дом, 3 группа – современный дом, 4 группа – дом -  мазанка.)

 

- Что вы увидели на собранных вами  картинках – пазлах,

назовите, одним словом,

- Общее вы с легкостью назвали. По какому признаку можно разделить дома?

- Назовите дома, которые можно отнести к России в прошлом. Остальные иллюстрации уберём, они не подходят под заданный признак.

- Замечательно. Кто жил в таких домах?

-А  точнее восточные славяне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дома

 

 

 

 

 

Наши предки, славяне.

Личностные УУД :  ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные    УУД :  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные  УУД :  знания о  разных видах домов

 

 

- Как думаете, о чём мы  будем говорить на уроке?

- Мы сегодня узнаем о жилищах наших предков - славян.

- Какие вопросы  помогут раскрыть тему урока.

1.Каково было внутреннее убранство дома?

2. Как рождались имена в древности?

3. Как выглядели дома наших предков?

4. В  какой одежде ходили славяне?

5. Как назывались жилища древних славян?

 

- Молодцы.

 

Отвечая  на эти вопросы, какие задачи мы решим на уроке?

 

 

 

 

 

 

 А чтобы оценить себя на уроке каждый из вас построит свой дом. Каждому этапу урока будет соответствовать деталь вашего дома. Если вам всё понятно и справились с заданием.  вы выбираете детали желтого цвета, а если не все вам ясно и допустили ошибку,  то белого.

Посмотрите на этапы нашего урока и вспомните, что обозначают эти значки.

 

Вспомни: это ты уже знаешь.  

 Работа в группах 

Задание. Самостоятельная работа

Сделаем вывод. 

Домашняя работа. 

 

 

 

   Задание

 

 

 

Вспомни:  ты уже это знаешь

Работа в группах

Работа  в паре пареота  ота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся высказывают свои предположения

 

 

 

Выбирают вопросы, которые позволят раскрыть тему урока

 

 

- Познакомимся с жилищами славян: как они выглядели, их названия.

-Узнаем о внутреннем убранстве дома

Личностные  УУД:  ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание

Предметные  УУД:  затруднение в определении разных видов жилищ

 

3.Физминута

Зарядка для глаз. (Офтальмологический тренажер Базарного)

Чтобы нам не уставать,  надо плюс нарисовать

Зоркость чтоб развить немножко, мы пройдём по синей дорожке.

Ох, забот у нас немало, пройдём по красному овалу.

Мы на месте не стоим, по восьмёрке пробежим.

 

 

4.Актуализация опорных знаний.

Цель: активизировать ранее полученные знания обучающихся;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Совместное открытие новых знаний в форме исследования

 

Цель: научить решать учебные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Первичное закрепление  Работа с выставкой музейных экспонатов.

Цель: научить практически применять новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа с проверкой  по эталону.

 

Цель: выявить уровень усвоения материала.

 

 

 - А какие были дома у древних славян? Откуда мы, современные люди, получаем знания  об этом?

 

- Давайте возьмем доступный нам источник информации: сказки. Вспомните, в каких домах жили герои русских сказок?

(Слайд с образцами домов)

 

 

- Я приготовила для вас иллюстрации   известной сказки, где автор знакомит нас с разными домами на Руси.

 - Из какой сказки вы видите иллюстрации..

- Низкий поклон Александру Сергеевичу за исторические сведения, заложенные  в сказке.

- Оцените свою работу на первом  этапе урока.

 

(За правильные ответы на этом этапе урока, ребятам выдаются модели цветов, которые они прикрепляют к листам)

Оцените свою работу.  Возьмите первую деталь и прикрепите к вашим листам.

 

 

 

- А чтобы подробнее узнать какие первые дома былина Руси, мы проведём небольшое исследование.

 

Работа в группе.

- Давайте найдём информацию о первых домах славян и проверим, правильно ли мы выполнили это задание. Поработать я вас попрошу в группах. Чтобы группа работала слажено, надо суметь распределить роли.

3 участника читают предложенный текст и помогают восстановить рассказ. Советую выбрать хорошо читающих ребят.

Один участник заполняет  пропуски в рассказе вашими ответами. Советую выбрать того, кто грамотно, разборчиво и быстро пишет.

Оставшиеся ребята, выслушав информацию,  собирают картинки -  пазлы предложенного жилища. Будьте внимательны, есть «лишние»  предметы.

Когда вся работа будет проделана - подготовьте двух выступающих. Первый познакомит нас с историей дома. Второй продемонстрирует полученную модель.

- Напоминаю, что работать нужно спокойно, не кричать. Прочитайте  правила работы в группе.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предлагай!

 

- На эту работу я вам даю 5 минут.

 Приступайте к работе.

 

 

Проверка работы групп.

-А вы сейчас можете проверить,  правильно ли вы расположили дома на ленте времени?

- Значит нужно послушать всех выступающих.  

Возьмите листы с изображением жилищ славян.. Слушая выступления ваших одноклассников, постарайтесь заполнить таблицу - записать названия домов и их отличия.

- Итак, пожалуйста, выступление 1 группы. Они представят нам самое первое жилище славян.

- Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от  непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Спасибо за выступление.

 

Выступление 2 группы «Полуземлянка»

- Чем отличается от землянки?

 

Выступление 3 группы «Курная изба»

-Что появилось в убранстве дома?  Русские люди приняли христианство, в домах появился красный угол. (божница с иконами)

 

Выступление 4 группы «Белая изба»

- В каком веке появились белые избы?

- А это значит, что бедные люди жили в курных избах до 18 века. Та деревенская изба, которую мы с вами привыкли видеть,  возникла  чуть более 100 лет назад.

- Дома изменялись, но многие традиции в устройстве дома остались.

Каждая группа оценит себя:

  На доске учащиеся оценивают свою работу.

Оценка работы группы (поставить знак +)

Оценка учителя

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

 

 

 

 

У нас были затруднения, но  мы справились

самостоятельно.

 

 

 

 

 

У нас были затруднения,

мы справилисьпомощью

учителя

 

 

 

 

 

- Кто из вас успел заполнить таблицу - записать названия домов и их отличия, проверьте  себя.

 

- Взаимопроверка.

 

- Спасибо, ребята! Вы не хуже меня  представили новую тему.

- Оцените полученные знания, второй деталью дома.

(За работу в листах  (взаимопроверка) оцените  своих товарищей,  раздав модели цветов. Обоснуйте)

 

Работа с выставкой  музейных экспонатов.

Все эти предметы утвари  находились в крестьянских домах нашего села Верхопенье.

- Кто знает, как называются эти предметы?

 Давайте проведём небольшую экскурсию по нашей выставке.

(Выступление подготовленных ребят).

 

Работа с логопедической дорожкой.

 Собери пословицу.  

 

Не дом хозяина красит, а хозяин – дом

 

Работа в паре.

- Дом играет большую  роль в жизни человека, поэтому люди придумали большое количество пословиц про дом.

Давайте  поработаем  в паре, и соберём  эти пословицы.

(Проверка по образцу. Сверить со слайдом)

Дома и стены помогают.

Дом вести – не лапти плести.

Дом невелик, да лежать не велит.

Мой дом - моя крепость

Оцените свою работу в паре.

Работа по учебнику с рубрикой «Этот удивительный мир » стр 61

- Как вы думаете домовой существо реальное или сказочное?

- Из летописей, старинных книг, археологических раскопок, песен, сказок.

«Теремок» – терем; «Василиса Премудрая» – палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» – землянка; «По щучьему веленью» – изба, дворец.

 

Дети смотрят на иллюстрации  из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают из предложенных рисунков, дома и располагают их на ленте времени.

 

-  спросить учителя, прочитать…

 

Контроль по образцу на слайде.

 

 

 

Обучащиеся получают материалы для самостоятельной работы: клишированный текст, информационный текст , картинки – пазлы жилищ крестьян.

 

 

Учащиеся изучают материал, заполняют таблицу и составляют модель дома, используя двусторонний скотч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет, мы узнали только об одном жилище.

 

 

Учащиеся слушают выступления, заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

От каждой группы 2 выступающих: первый читает полученный текст, второй – показывает на модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают работу своей группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные   УУД :  умение удерживать учебную задачу

Метапредметные  УУД :      приобретение способа действий по достижению целей; умение работать в группе, владение  правильной речью.

Предметные   УУД : понятия о ленте времени, об изменении жилищ  древних славян в разные века.

Коммуникативные УУД:  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

установление аналогий и причинно - следственных связей

8.Физминута.

Собрать по периметру класса  части избы и прикрепить  на экологическое панно.

За дровами мы идём

За дровами мы идём И пилу с собой несём.

(Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

(Наклоны.)

После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (Дети садятся за парты.)

 

 

 

 

9.Обобщение изученного материала.

Самостоятельная работа.

 

Цель: научить практически, применять новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У нас остался последний дом, который мы не назвали.

- Разгадайте кроссворд и узнайте  его название.

По горизонтали:

Углублённое в землю жилище, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. (землянка)

Угол в парадной части избы, в который помещали божницу с иконами и лампадкой. (красный)

Традиционное  русское жилище из дерева — сруб, отапливаемый зимой. (изба)

 «Глаза» дома, само слово происходит от слова «око» - глаз. (окна)

Чёрная изба, помещение, топившееся печью без дымохода.  (курная)

Сердцем она называется не зря, потому что дает очень приятное тепло, а огонь успокаивает и дарит отдых и безмятежность. (печка)

Широкая  доска для сидения или лежания, укреплённая неподвижно вдоль стены. (лавка)

По вертикали:

Стены дома сделаны из деревянных жердей или переплетенных веток, обмазанных  слоем влажной глины или землёй.

 

- Такие дома строили восточные славяне, жившие  на юге.

- Подумайте дома, почему на юге славяне строили  дома мазанки?

Оцените, свою работу на этапе самостоятельной работы.

Прикрепите крышу к своим избам.  Если вы справились и вам всё понятно, используем деталь жёлтого цвета, а если нет, белого.  

Если вы с работой справились успешно, прикрепите модель цветка.

- Итак, посчитайте, сколько моделей – цветов у вас получилось..

5  более  цветов – это отметка 5

4 цветка – это отметка 4

3 цветка  - это отметка 3.

 

Следующий этап урока домашнее задание.

Выберите себе задие по силам.

Задние по выбору

1) Подобрать русские народные сказки с описанием жилищ.

2) Я предлагаю вам дома нарисовать крестьянский двор. Раньше около каждой избы был двор, огороженный плетнем, а за ним огород. Во дворе содержали скот и птицу. Двор – это и дом, и сарай, и огород. Пофантазируйте и нарисуйте его

 

Самостоятельное  заполнение

8

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

кроссворда

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях.

 

 

11. Итог урока

Рефлексия.

Самооценка.

 

Цель: Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;

-Давайте вернёмся к вопросам.

- Что вы узнали о домах славян?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Где пригодятся знания, которые вы получили на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

- Мы ответили на все вопросы, которые были поставлены в начале урока?

-   Оцените свою работу на уроке. Если урок вам понравился, всё было понятно, интересно, то поместите домик в зелёном поле, а если было сложно и не всё понятно, то в тёмное поле.

- Замечательная у нас получилась деревушка. Вот так  на высоком берегу небольшой речки чаще всего и располагались славянские деревни.

- Спасибо, ребята, за урок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

    

 

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru