ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок окружающего мира в 4 классе «Зона пустынь»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи урока: познакомить с зоной пустынь, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны.

Планируемые результаты:

 

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Метапредметные УУД

 

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.

 

Оборудование:  учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, печатные тетради, конверты с дополнительными источниками и заданиями, тестовые задания, план изучения темы (лист А4),цветные кружки и флажки для деления на группы, таблицы для рефлексии, презентация, видеофильм с музыкальным сопровождением о зоне пустынь.

 

Ход урока

 I.  Организационный  этап.

 

Я и наши гости приветствуем вас, ребята. Проверьте,  все готовы к уроку.

- Посмотрите на солнышко, возьмитесь за руки и так же как оно улыбнитесь друг другу, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и своим одноклассникам хорошей и плодотворной работы.                     

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.          

- Посмотрите на слайды, здесь вы видите иллюстрации, где изображены 20 загадочных и таинственных мест природы.

 

II.Проверка домашнего задания.  Актуализация знаний.

 

1.Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с четырьмя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения. (Арктическая или ледяная зона, тундра, лесная зона, степи).

               

2. Ребята, посмотрите, что вы видите на слайде? (карту природных зон)

- Скажите, пожалуйста, о какой природной зоне мы говорили на прошлом уроке?

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.

3.На столе у вас лежат тестовые работы на листах, возьмите их и ответьте на вопросы.

Тест по теме: «Зона степей»

(Обведи  кружком правильный ответ)

1. Каким цветом на карте природных зон обозначена зона степей?

а) голубым     б) коричневым     в) жёлтым

2. Выдели главную  особенность этой зоны.

а) чётко выражены четыре  времени года  б) два времени года в) три времени года

3. Влаги в степи хватает лишь для:

а) деревьев    б) кустарников   в) травянистых растений

4. Почвы в этой зоне:

 а) глинистые  б) богаты перегноем  в)  мало плодородные

5. Каких животных большое разнообразие в степи?

а)  хищников   б) насекомоядных    в) растительноядных

6. Какое животное из зоны степей занесено в Красную книгу?

а) дрофа     б) куропатка   в) волк 

7. Какую экологическую проблему нам нужно решать, чтобы сохранить зону степей?

а)  не сажать на полях лесополосы    б) прекратить распахивать степи

-На доске вы видите ответы к тесту, обменяйтесь работами, проверьте  и оцените  друг друга. Оценку поставьте справа.

Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка.

1.    в

2.    а

3.    в

4.    б

5.    в

6.    а

7.    б

- Кто справился на «5»? на «4»? Молодцы!

Составление цепи питания.

- Скажите, пожалуйста, существует ли связь между природной зоной, растительностью и животным миром?

 - Как это доказать?  Приведите примеры.

 - Является ли цепь питания доказательством  взаимосвязи? Пользуясь разворотом учебника, где изображена степная зона, с соседом по парте приведите примеры цепей питания. (У1 с.96-97)

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с новой зоной.

 

III. Создание проблемной ситуации.

 

- Послушайте  описание. (Читают: учащийся стихотворение, учитель текст)

Солнечный, жаркий желтый поток

Льется в пустыне на желтый песок,

В воздухе жарком и желтом, как мед,

Желтая птица неслышно поет.

Это было удивительно! Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

- О какой зоне идёт речь? Как узнали? 

                     

IV. Чтение темы урока. Постановка целей урока.

 

Значит тема нашего урока звучит как?…                  «Зона пустынь»  

- Ставьте цели урока. А поможет вам в этом учебник с.104-109

(Слайд 10)

Мы узнаем……………где находится зона пустынь, значение слова пустыня, какие бывают пустыни.

Мы познакомимся….. с климатом, растительным и животным миром зоны пустынь. 

Мы научимся……….. определять местоположение зоны пустынь на карте.

Мы будем ……………  рассматривать экологические проблемы зоны пустынь, бережно относиться к природе.

 

V. Составление плана работы.

  ( Расставить порядок пунктов на листе, по которому будем изучать тему урока)

Работа в  группах. (На листах.)

Используя знания о взаимосвязи в природе, восстановите алгоритм изучения природной зоны.   

Приспособленность  животных  пустыни.

Расположение зоны пустынь.

Приспособленность растений  пустыни.

Климат.

 

VI. Проверка  работы.

 

Правильный план вывешивается на доску.

План

1. Расположение зоны пустынь.

2. Климат.

3. Приспособленность растений к условиям жизни в пустыне.

4. Приспособленность животных к условиям жизни в пустыне.

1.Работа по карте. Нахождение на карте зоны пустынь.

 - Каким цветом она обозначена? Какую площадь занимает?

2.Работа в тетради.

Найдите в конце тетради карту природных зон и раскрасьте зону пустынь.

3.Работа со словарями.

- Кто работал со словарями и узнал  значение слова пустыня? (учащиеся готовили инд. зад. дома)

 

VII. Работа над новой темой в группах.

 

Учитель выполняет роль консультанта.

 ( На столе у вас есть цветные кружочки: красные, жёлтые, синие и зелёные)

- Образуйте группы по цветам.

Работа в группах. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Организация работы с кейсами.

У нас осталось 3 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

На столах у вас лежат  учебник и несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления, выбрав в своей группе  одного выступающего.

Географы (красный)

Участники расскажут нам о климате зоны пустыни.

Ботаники (зелёный)

Эта группа поможет разобраться с особенностями растений.

Зоологи  (синий)

Познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.

Экологи (жёлтый)

Погрузят нас в  проблемы, которые существуют  в зоне пустынь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам.

Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

 

VIII. Презентация выступлений.

 

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята, учёные, выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли научных сотрудников, которым не знакома эта проблема (природная зона). И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы учёным.

 

IX. Подведение итогов работы групп. Оценивание.

 

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Выберите высказывания, характеризующие пустыню (работа на листах с самопроверкой с доски и самооценкой)

+1.Природная зона со скудной растительностью.

 -2.Под небольшим слоем почвы вечная мерзлота.

+3. Сухой, жаркий климат  - барханов  просторы.

-4. Там обитают волки, лисы, орлы.

+5.Безлюдное место, здесь мало осадков.

+6.Песок, нет колодцев.

-7. Северное сияние.

+8.Здесь пусто, мёртвое место.

_9.В пустыне растут кустарники: черника и брусника.

+10. Тут змеи, верблюды и ветер.

 

X. Рефлексия. 

Чтение текста со слайда.

Наш урок подошел к концу.

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

Заполните таблицу:

+ всё понял,        -    есть затруднения,       интересно -  какой момент на уроке заинтересовал

 

 

 

+

-

 

Интересно

 

 

 

 

XI. Домашнее задание.

 

1. с.190 найти в интернете сайт про пустыни и приготовить сообщение* (инд. задания)

2. Прочитать с.104-109, составить две цепи питания.

3. Тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе с.35 у.57 (1 вариант), у.58 (2 вариант)

 

XII. Украсим пустыню бабочками (на доске картина « Пустыня»)

 

Если вам понравился урок, украсьте пустыню бабочками. Для  каждого из вас я приготовила картинку с красивой бабочкой. Если вы считаете, что хорошо поработали и у вас хорошее настроение, то украсьте ею пустыню.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru