ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок окружающего мира во 2 классе «Весна в мире насекомых»

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Вид урока – комбинированный

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:

познакомить учащихся с весенним пробуждением насекомых;

продолжить развитие экологическое мышление учащихся;

способствовать развитию эстетического восприятия.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся понимать важность насекомых, взаимосвязь растенийи насекомых.

Метапредметные: 

определять и формулировать цель урока;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебник, доказывать свое мнение;

делать выводы, сравнивать.

Личностные:формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, словесные, практические, частично-поисковые.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись оркестровой миниатюры «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, аудиозапись музыкального произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов», презентация с фотографиями насекомых (муравей, стрекоза, бабочка, божьи коровка, светлячок, жук, оса, пчела, муха, комар), карточки с заданием.

 

Ход урока

Организационный момент (1 мин).

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! И вот с таким хорошим настроением я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир природы.  (Учащиеся  приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин).

Учитель: Наступила весна. Скажите, что изменилось, если сравнивать с зимним периодом?

Учащиеся: Солнце стало светить ярче, стало тепло, растаял снег, распускаются листья на деревьях, прилетают птицы, просыпаются животные после зимней спячки.

Учитель: Правильно, природа оживает. С наступлением весны одними из первых пробуждаются насекомые, маленькие, загадочные существа, живущие на нашей планете. Это самая многочисленная группа обитателей Земли. Я предлагаю вам на этом уроке стать исследователями-энтомологами. Чем же эти ученые занимаются? Энтомологи - это учёные, которые изучают жизнь насекомых. Теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся: Сегодня мы будет изучать весеннее пробуждение насекомых.

Учитель: Правильно. С собой  мы возьмем хорошее настроение и любознательность. А теперь в путь!

Актуализация знаний (5 мин).

Учитель: Но для начала мы повторим то, что изучали на прошлом уроке. У нас на столе лежат карточки с вопросами. Ответьте на вопросы и вставьте слова вместо пропусков. Когда вы сделаете задание, обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.(Учитель включает аудиозапись музыкального произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов».Учащиеся выполняют задание и проверяют друг друга.)

Ответьте на вопросы.

Какой цветок является символов Голландии? (тюльпан)

Какой цветок похож на кудрявого барашка? (гиацинт)

В какой цветок, по легенде, был превращен юноша, влюбленный в себя? (нарцисс)

Слова для справки: маргаритка, тюльпан, нарцисс, ирис, гиацинт.

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Анютины глазки зацветают в мае и могут цвести до глубокой осени. Кажется, что своими цветками-глазкамирастение смотрит с удивлением и восхищением на окружающий их мир.

Учитель: У кого получилось выполнить задания без ошибок? У кого есть ошибки, повторите дома еще раз прошлую тему урока.

Первичное усвоение новых знаний (18 мин).

Учитель: А сейчас мы с вами будем исследовать жизнь насекомых весной. Первое ваше задание исследователей – это отгадывание загадок о насекомых. (Учитель задает загадки, а учащиеся, поднимая руки, отвечают на них.Учитель запускает презентацию, показывает соответствующую фотографию насекомых на доске.)

Загадки о насекомых

Не птица, а с крыльями

Над цветком летает,

Медок собирает. (пчела)

Туда-сюда хожу.

Сам мал,

А груз большой ношу. (муравей)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь. (жук)

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку …(светлячок)

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

Лети, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (комар)

Платьице красное,

В чёрный горошек,

Чёрная головка,

И зовут её …(божья коровка)

Её кокон, как яичко.

И летает, хоть не птичка.

Пьёт нектар она с цветка,

Опасается сачка.(бабочка)

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нос садиться.(муха)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?...(стрекоза)

Учитель: Слово «насекомое» произошло от слова «насекать». Т.е. на теле есть полоски как насечки. Насекомые  бывают маленькими и большими; одни летают, другие ползают, прыгают. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде; одни живут несколько лет, другие – один день. Назовите полезных насекомых.

Учащиеся: Пчела, жук-«пожарник», стрекоза.

Учитель: А теперь назовите вредных насекомых.

Учащиеся: Комары, жук-листогрыз.

Учитель:Молодцы. Послушайте сказку, которая называется «Спор животных».

Сказка «Спор животных»

 Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…

Учитель:Что решили животные?

Учащиеся: Все насекомые на Земле необходимыи важны.

Учитель: Для выполнения второго задания исследователей насекомых, нужно открыть учебникна стр.82-83, прочитать текст, рассмотреть рисунок. Найти насекомых, о которых рассказано в тексте. (Учащиесячитают текст, находят насекомых на рисунке.)

Учитель: Почему насекомые покинули свои зимние убежища?

Учащиеся: Солнце стало пригревать, появился корм для насекомых.

Учитель: Что делает шмель весной?

Учащиеся:  Ищет место для гнезда.

Учитель: Чем занимаются муравьи в начале весны?

Учащиеся: Ремонтируют свой большой дом.

Учитель: Каких бабочек вы встретили на страницах учебника?

Учащиеся: Крапивница, лимонница, адмирал, траурница.

Физминутка (1мин).

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Первичное закрепление (6 мин).

Учитель: Переходим к выполнению третьего задания исследователей. Для этого нужно открыть рабочую тетрадь на стр. 47. Сейчас вы в парах будете выполнять задание №3. Вам нужно в учебнике найти сведения о том, чем питаются разные насекомые, и записать свои ответы.(Во время выполнения задания учитель включает аудиозапись «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова.) (После выполнения задания идет проверка его выполнения.)

Гусеница крапивница – кормится листьями крапивы.

Гусеница траурница – ест листья березы и осины.

Стрекоза – питается комарами.

Муравей – поедает много опасных насекомых.

Информация о домашнем задании (2 мин).

Учитель: Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Р.т. с. 46 №1. В этом задании вам нужно вырезать из приложения и клеить фотографии бабочек в соответствии с их названием.

Нарисовать на листе одного представителя насекомых, описать его особенные признаки. (Для энтомологической коллекции класса).

Рефлексия, подведение итогов занятия (4 мин).

Учитель: Что  вы узнали сегодня на уроке?

Ученики: Кто такие насекомые, что они делают весной, чем питаются.

Учитель: Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

Ученики: Бабочек, муравьев, пчел, ос, мух комаров, жуков, стрекоз.

Учитель: Почему нужно беречь и охранять насекомых?

Ученики: Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять. (Учитель помогает сделать этот вывод.)

Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Напоследок я вам хочу прочитать стихотворение о важности существования всех животных.

Все, все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и, кто делает яд.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Учитель: Урок окончен. До свидания, ребята!

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru