Цели образовательные: выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира;
развивающие: совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическим материалом;
воспитательные: продолжить формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: учебник, географический атлас 10 кл., мультимедийный проектор, экран, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Вводное слово учителя, постановка учебных задач, актуализация темы.
II. Изучение нового материала:
Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.
Понятие этнос (от греч. ethnos) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.
Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая – нация.
Современный мир – калейдоскоп народов, которых, по разным оценкам, насчитывается от 4 до 5 тыс. их численность может составлять о десятков человек до сотен миллионов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.
Характер национального состава.
Национальный критерий лежит в основе образования государств. Выделяют однонациональные, двунациональные и многонациональные государства.
Используя текст учебника и карты атласа, приведите примеры однонациональных, двунациональных и многонациональных государств.
Несовпадение этнических и государственных границ приводит к разобщенности народов, а часто и к приграничным конфликтам.
По численности народы мира различны.
Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.
Проанализировав таблицу, выпишите десять первых народов по численности населения, сделайте вывод, как численность народа влияет на удельный вес в населении страны.
Самые многочисленные народы мира
Народ |
Численность, млн чел. |
Страна проживания |
Удельный вес в населении страны, % |
Китайцы (ханьцы) |
1125,0 |
Китай |
97,2 |
Хиндустанцы |
244,0 |
Индия |
99,6 |
Американцы |
194,2 |
США |
99,4 |
Бенгальцы |
189,7 |
Бангладеш, Индия |
57,7 42,2 |
Бразильцы |
149,4 |
Бразилия |
93,0 |
Русские |
147,2 |
Россия |
81,5 |
Японцы |
125,6 |
Япония |
98,5 |
Пенджабцы |
100,0 |
Пакистан, Индия |
75,0 24,0 |
Бихарцы |
97,6 |
Индия |
94,8 |
Мексиканцы |
91,1 |
Мексика |
85,7 |
Яванцы |
89,6 |
Индонезия |
99,3 |
Немцы |
86,0 |
Германия |
86,7 |
Телугу |
74,5 |
Индия |
99,9 |
Корейцы |
70,2 |
Республика Корея, КНДР |
62,7 32,1 |
Итальянцы |
66,5 |
Италия |
81,7 |
Маратхи |
66,5 |
Индия |
99,9 |
Тамилы |
64,1 |
Индия, Шри Ланка |
95,2 4,7 |
Вьетнамцы (кинь) |
62,2 |
Вьетнам |
98,1 |
Египтяне (арабы Египта) |
54,6 |
Египет |
99,3 |
Турки |
53,3 |
Турция |
93,8 |
Французы |
49,4 |
Франция |
95,5 |
Поляки |
49,0 |
Польша |
78,3 |
Англичане |
48,5 |
Великобритания |
92,2 |
Гуджаратцы |
47,0 |
Индия |
97,9 |
Украинцы |
46,0 |
Украина |
81,3 |
Каннара |
35,0 |
Индия |
99,9 |
Малаяли |
35,0 |
Индия |
99,9 |
Колумбийцы |
34,5 |
Колумбия |
94,2 |
Бирманцы (мьянма) |
33,4 |
Мьянма |
98,9 |
Ория |
32,3 |
Индия |
99,8 |
Хауса |
30,8 |
Нигерия |
84,4 |
Афганцы (пуштуны) |
30,6 |
Пакистан, Афганистан |
63,8 32,7 |
Испанцы |
30,0 |
Испания |
92,0 |
Сиамцы (кхонтай) |
29,7 |
Таиланд |
99,3 |
Персы |
28,8 |
Иран |
97,4 |
Аргентинцы |
28,3 |
Аргентина |
98,3 |
Классификация народов по языку
Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация: а) по численности; б) по языку.
Самая крупная единица языковой классификации – языковая семья, которая делится на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:
Индоевропейская (более 2,5 млрд.чел.)
Сино-тибетская (свыше 1 млрд.чел.)
Афразийская (более 250 млн.чел.)
Численность большинства остальных семей значительно меньше.
Групповая работа:
Каждая группа получает задания, по изучению этнического состава населения мира. Время на подготовку 10 минут.
Задания 1 группы:
Рассмотрите карту «Распространение языковых семей», ответьте
Какие языковые семьи являются наиболее распространенными в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии?
Назовите и покажите, где распространены изолированные языки.
Задания 2 группы:
Каковы особенности национального состава населения России?
Как они классифицируются по языковому признаку?
Задания 3 группы:
Проанализировав таблицу «Наиболее распространенные языки мира в начале XXI века», назовите и покажите по карте районы распространения этих языков.
Приведите конкретные примеры стран, где государственным языком является английский. Почему так произошло?
Задания 4 группы:
К числу наиболее распространенных языков мира относятся хинди, урду, пенджаби. Телугу. В какой стране живут люди, говорящие на них?
Приведите конкретные примеры стран, где государственным языком является испанский, французский. Почему так произошло?
Я предлагаю тебе оценить самого себя
Моя оценка за работу на уроке |
Что я узнал? |
Чему я научился? |
В чем затрудняюсь? |
Что для этого надо повторить? |
Какими умениями я должен овладеть? |
Какие задачи/упражнения для этого надо решить/сделать |
|
|
|
|
|
|
|
Задание
Запишите в таблицу наиболее распространенны и наиболее редкие языки в мире и примерное число людей, говорящих на них.
Выступление групп.
III. Закрепление:
По карте “Народы мира” определите к каким языковым семьям относятся народы Монголии, Финляндии, Мали, Туниса, Израиля, Таджикистана.
(Тестовые задания на экране)
Самопроверка.
III. Рефлексия:
Самооценка.
(заполняют карточку с перечислением критериев оценки успешности выполнения учебных заданий).
Язык |
Родной для |
Стран, где |
Стран, где |
% веб-сайтов[2][3] |
% мирового ВВП[4] |
Официальный |
китайский |
1213 |
3 |
31 |
4,5 |
12,5 |
Китай, Тайвань и Сингапур |
английский |
560 |
59 |
112 |
56,6 |
29,3 |
Великобритания, США, Индия, Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, ЮАР и другие страны Содружества, см. полный список |
испанский |
329 |
20 |
44 |
4,6 |
6,5 |
Испания, Иберо-Америка (кроме Бразилии), Экваториальная Гвинея |
арабский |
221 |
26 |
57 |
1,3 |
2,5 |
страны Северной Африки и Ближнего Востока, см. подробнее Арабский мир |
хинди |
182 |
1 |
20 |
0,1 |
2,3 |
Индия |
бенгальский |
181 |
1 |
10 |
0,1 |
1 |
Бангладеш |
португальский |
178 |
9 |
37 |
0,2 |
3,3 |
Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик и др. страны Содружества |
русский |
144 |
7 |
33 |
4,8 |
2,6 |
Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье[5] |
японский |
122 |
1 |
25 |
4,7 |
7 |
Япония |
немецкий |
90,3 |
6 |
43 |
6,5 |
5,5 |
Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Бельгия, Люксембург |
французский |
67,8 |
29 |
60 |
3,9 |
4,6 |
Франция, Канада, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Монако и др., см. подробнее Франкофония |
корейский |
66,3 |
2 |
33 |
0,3 |
1,7 |
Северная Корея, Южная Корея |
тамильский |
65,7 |
3 |
17 |
0,1 |
[6] |
Индия, Сингапур, Шри-Ланка |
итальянский |
61,7 |
4 |
34 |
2,1 |
3,2 |
Италия, Швейцария, Сан-Марино, Ватикан |
урду[7] |
60,6 |
1 |
23 |
0,1 |
[6] |
Пакистан |
турецкий |
50,8 |
2 |
36 |
1,1 |
0,9 |
Турция, Северный Кипр[8] |
польский |
40 |
1 |
23 |
1,4 |
0,9 |
Польша |
малайский[9] |
39,1 |
4 |
14 |
0,3 |
1,4 |
Малайзия, Индонезия, Бруней, Сингапур |
персидский |
35,9 |
3 |
29 |
0,1 |
[6] |
Иран, Афганистан, Таджикистан |
нидерландский |
21,7 |
3 |
12 |
0,1 |
1,3 |
Нидерланды, Бельгия, Суринам, Нидерландские Антильские острова |
IV. Домашнее задание:
Параграф 12, стр.53-55.
Сообщения на тему межнациональные конфликты в современном мире.