Тип урок: урок исследования объекта.
Форма урока: урок-зачет.
Цели и задачи:
Осознание значимости изучаемого материала;
Раскрытие уникальности Китая, выявление положительных и отрицательных сторон в разных сферах жизнедеятельности государства;
Обобщение знаний об уникальных особенностях Китая;
Совершенствование воображения и креативности, умение создать образ страны;
Развитие сообразительности, логического мышления, расширение кругозора и социокультурных знаний, закрепление актуальных вопросов темы в новой форме, на примере Китая подготовить учащихся к жизни в постиндустриальном обществе;
Использование научных методов комплексного изучения страны;
Способствовать воспитанию эстетических и моральных качеств, чувство долга и ответственности за порученное дело, уважению к традициям и культуре другой страны;
Воспитать познавательный интерес к географии.
Используемые методы и технологии:
Наглядность;
Моделирование;
Технология развития творческих способностей;
Личностно-ориентированное обучение и критического мышления;
Методика КДТ (коллективно-творческие дела);
Методика индивидуальной и групповой работы.
Оборудование:
Карта Китая;
Презентации;
Национальный костюм, музыка, блюдо.
Ход урока
1. Введение. Объявление темы урока.
Древняя легенда гласит: “Один рыбак решил попытать счастье далеко от родной деревни. Он плыл по извилистой реке, на ее берегах росли персиковые деревья. Вдруг вдалеке блеснул свет, он исходил из расщелины в горе. Там путешественник нашел незнакомую страну, в которой мирно и счастливо жили люди. Они поселились вдали от смут и несправедливости. В этой легенде воспевается удивительная страна и ее народ, еще в древности создавший замечательную культуру. Эта неведомая страна и есть Китай.
Для одних Китай - это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других- муравейник, обитатели которого грозятся заполонить весь мир, для третьих- новый гигант в мировой экономике и яркий пример успешного проведения реформ, для прочих- страна, еще недавно пережившая Культурную революцию и сохранившая черты социалистической системы.
Поэтому наша задача на сегодняшнем уроке выяснить ,что же это за страна - Китай.
2. Характеристика ЭГП Китая.
Оформление таблицы. Самостоятельная работа по картам атласа.
Благоприятные черты ЭГП |
Неблагоприятные черты ЭГП |
3. Природа и природные ресурсы. Составление кластера “Природные ресурсы”.
Вывод: Разнообразные природные условия. Очень богатая ресурсная база, но размещены неравномерно. Быстрое истощение из-за демографического давления.
4. Экономика Китая. Отрасли специализации. (Презентация 1).
5. Население. (Обычаи, традиции, древняя культура и т.д.).
(Презентация 2).
6. Достопримечательности.
Стремящийся к модернизму и богатству Китай не забывает и о своих корнях и традициях: соседство небоскребов с древними храмами проявляется и в социальной жизни, современный бизнес обставлен старинными церемониями. (Презентация 2).
7. Закрепление изученного материала.
Презентация 3 творческой работы “Образ Китая”. Обсуждение.
В итоге хочу сказать:
Что лучше географии предмета не сыскать
Мир географии огромен,
Стремитесь же его познать!
Китайская народная мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь.
8. Итог урока. Выполнение письменной практической работы №1.
Тестовая работа для проведения итогового контроля и самоконтроля по теме:
«Китай – страна рекордов и контрастов».
10 класс
1 вариант:
По численности населения Китай занимает в мире …….. место.
В конце 1990-х годов в состав Китая вошли бывшие колонии:
Великобритания-Гонконг, Португалия-Аомынь;
Великобритания-Гонконг, Франция-Хайнань;
Португалия-Аомынь, Франция- Хайнань;
Португалия-Аомынь, Япония Тайвань.
Выделите самую крупную городскую агломерацию Китая:
Пекин;
Шанхай;
Сянган (Гонконг);
Харбин.
Найдите ошибку в перечне видов продукции, по производству которых Китай занимает первое место в мире:
Сталь;
Хлопчатобумажные ткани;
Телевизоры;
Автомобили.
Выращивание риса и чая распространено в Китае:
На северо-востоке страны;
На юго-востоке страны;
На юго-западе страны;
На северо-западе страны.
2 вариант:
По государственному устройству Китай является:
Унитарной монархией;
Унитарной республикой;
Федеративной монархией;
Федеративной республикой.
Наиболее плотнозаселенной в Китае является:
Северная часть страны;
Западная часть страны;
Восточная часть страны;
Все части примерно в одинаковой степени.
Вставьте на пустой строке пропущенное слово, чтобы получилось верное выражение: «Китай является страной, сравнительно__________ природными ресурсами.
Основой топливно-энергетического комплекса в Китае является:
Нефть;
Газ;
Уголь;
Ядерная энергия.
Пастбищное скотоводство является главной отраслью сельского хозяйства:
На северо-востоке Китая;
На юго-востоке Китая;
На юго-западе Китая;
На северо-западе Китая.
3 вариант:
По размерам территории Китай занимает в мире __________ место.
Национальные меньшинства в Китае заселяют:
Западные и южные районы страны;
Южные и восточные районы страны;
Восточные и северные районы страны;
Северные и западные районы страны.
Для урбанизации в Китае характерны:
Высокий уровень и большое количество городов-миллионеров;
Высокий уровень, но городов-миллионеров мало;
Низкий уровень, но большое количество городов-миллионеров;
Низкий уровень и городов-миллионеров мало.
Выращивание пшеницы и кукурузы распространено в Китае:
На северо-востоке страны;
На юго-востоке страны;
На юго-западе страны;
На северо-западе страны.
Наиболее развитой в социально-экономическом отношении в Китае является зона:
Восточная (приморская);
Центральная;
Западная;
Все зоны развиты примерно одинаково.
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
10. Домашнее задание. Написать “Эссе” на тему: “Мои впечатления о Китае”.