ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок географии в 8 классе "Рельеф России"

Дидактическая цель занятия: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях географии основных форм рельефа России.

Цели урока:

Выявить главные особенности рельефа России.

Установить основные факторы, обуславливающие общие закономерности распространения форм.

Способствовать развитию умения школьников на основе анализа карт устанавливать взаимосвязи между особенностями рельефа и тектонических структур.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма урока: урок с игровыми элементами.

Методы: частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: физическая карта России, атласы по географии Росси (8 класс), ПК, презентация.

I. Организационный этап

Для изучения нового материала класс разделяется на команды. Каждый ответ команд по заданиям и выступления с сообщениями его членов оценивается жюри по пятибалльной системе. Суммируя ответы, председатель выводит средний балл ответов команды, и этот балл пойдет оценкой в журнал активным участникам команд. Баллы могут сниматься за дисциплинарные нарушения.

II. Формирование новых знаний и умений

Задание 1. Литературная минутка. Прочитайте с выражением предложенные стихотворения и попробуйте сформулировать тему и цели урока.

I

Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.

Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.

Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!

II

Рельеф — неровности Земли,
Об этом всякий знает,
Но как они произошли
Не каждый понимает.
Впервые это уяснил
Один американец [В. Девис],
А труд его потом развил
Талантливый германец [В. Пенк],
И от него узнали мы,
Что склон имеет форму,
Весьма стабильную тогда,
Когда он входит в норму.
Нам Девис правило открыл:
Рельеф живет циклично –
Бывает старым, молодым,
Растущим энергично.
Иван Семеныч [Щукин] показал,
Насколько рельеф сложен.
Географический подход
К нему им был заложен.

Итак, мы переходим к изучению рельефа страны.

Учитель объявляет тему и цели урока.

Но прежде, необходимо проверить с каким багажом знаний пришли вы к изучению этой темы. И для этого внимание на экран – кроссворд (слайд 2)!!! Отвечайте на вопросы быстро, но будьте внимательными. У каждого из вас есть возможность получить баллы в командный зачет. Правильные ответы отобразятся на экране.

Задание 2. Кроссворд “Рельеф”.

– Как вы думаете, почему рельеф мы изучаем первым из всех других компонентов природы?

Возможные ответы: сформировался раньше других, оказывает влияние на климат, характер внутренних вод, органический мир, определяет особенности хозяйственной деятельности населения, например, строительства.

Итак, переходим к изучению форм рельефа и закономерностям их расположения.

Задание 3. Выявите общие закономерности распространения крупных форм рельефа по инструктивным карточкам (слайд 4).

Источник информации: Физическая карта России”.

I

II

Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны

Как они различаются по высоте?

Где расположены?

Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны

Как они различаются по высоте?

Где расположены?

Ответы, обсуждение результатов самостоятельной работы (Ответ у карты).

Задание 4. Какими причинами можно объяснить выявленные вами особенности рельефа нашей страны? Для поиска ответа используйте инструктивные карточки (слайд 6).

Источники информации: карты “Строение земной коры”, “Тектоника и минеральные ресурсы”, “Физическая карта России”.

I

II

Какая литосферная плита составляет большую часть территории страны?

Какие крупные тектонические структуры расположены в ее пределах?

Какими формами они представлены в рельефе?

Это устойчивые участки земной коры?

Что происходит в краевых частях литосферных плит?

Какие крупные тектонические структуры расположены в ее пределах?

Какими формами они представлена в рельефе?

Это устойчивые участки земной коры?

Команды отчитываются по работе. (Проверка на слайде 7).

Комментарий к ответу II: на юге взаимодействуют две плиты континентального типа —> горы. На востоке взаимодействуют 2 литосферные плиты: Евразиатская (континентального типа) и Тихоокеанская (океанического типа). Использование слайдов 8-9.

Запись выводов в тетради.

Действительно территория России сложена разновозрастными тектоническими структурами с различными тектоническими движениями. Как следствие, одни равнины выше других, и горы разной высоты. Анализ слайдов 10-17. Ученики используют карту атласа “Тектоника и минеральные ресурсы”.

Рекомендация: просматривая слайды с фотографиями форм рельефа, обратите внимание учеников не только на их красоту, но внешние рельефообразующие процессы: течение рек, овраги, ледники и др.

III. Рефлексия: составьте правильную причинно-следственную цепь из предложенных звеньев (слайд 25).

I группа

II группа

1 Столкновение литосферных плит

2. Вертикальные движения земной коры

3. Большой Кавказский хребет

4. Кайнозойская складчатость

Литосферная плита

2. Равнина

3.  Платформа

4. Восточно-Европейская

Ответ: 1-2-4-3.

Столкновение литосферных плит вызывает вертикальные движения земной коры и смятие в складки пластов горных пород (кайнозойская складчатость) в рельефе выраженная горами , например, горы Кавказа.

Ответ: 1-3-2-4

В стороне от края литосферных плит образуются древние платформы в рельефе выраженные как крупные равнины, например, Восточно-Европейская

IV. Подведение итогов игры. Выставление отметок за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru