ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок географии в 6 классе "Вулканы"

Цели урока:

Образовательная — формирование познавательного интереса к предмету; сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов; показать районы вулканизма; закрепить умение определять географические координаты.

Развивающая — развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.

Метод — словесный, наглядный, работа с учебником, самостоятельная работа.

Тип урока — комбинированный.

Оборудование — физическая карта полушарий, атласы, видеофильм, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений.

Географический диктант.

1. Поднятый в результате вертикальных движений земной коры участок местности. (Горст)

2. Котловина озера Байкал — это...(грабен.)

3. Место разрыва и подвижки пластов в земной коре. (Очаг землетрясения.)

4. Участок поверхности Земли над очагом землетрясения. (Эпицентр.)

5. Наука, изучающая землетрясения. (Сейсмология.)

6. Что измеряется по шкале Рихтера? (Сила землетрясения.)

7. Какого вида горы образуются при горизонтальных движениях земной коры? (Складчатые.)

8. Какого вида горы образуются при вертикальных движениях земной коры? (Глыбовые.)

9. Какова скорость медленных движений земной коры? (1-2 см в год.)

3. Изучение нового материала.

Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвется, задымится! (Вулкан)

- Что же это за гора?

- Вулкан.

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать, какие цели стоят перед нами?

Предположения учеников.

- Правильно, мы должны узнать, что такое вулкан, какого его строение, как он образуется, какие виды вулканов бывают, откуда пошло название?

- Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

(Сообщение учащегося)

Древние народы считали, что извержение вулкана — это великий гнев бога.

Известен и знаменит был у греков Гефест — искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По приданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащею гору стали называть вулканов, как и бога огня.

Как же устроен вулкан и почему происходит извержение?

Внимательно посмотрите на слайд и зарисуйте вулкан в тетради. Ребята подпишите, где находится жерло, кратер, конус вулкана

Пока дети рисуют, учитель объясняет.

Глубоко под землей очень высокая температура, настолько высокая, что вещество мантии находится в расплавленном состоянии, это вещество мантии   называется магмой.

Магма находится в особой камер в верхней части мантии, которая называется – очаг магмы. Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге и устремляется вверх. Магма, вырываясь на поверхность, застывает, и образуется вулкан. Канал, по которому поднимается магма, называется жерло вулкана.  Верхняя часть жерла называется кратером. Обычно это гигантская воронка на вершине конуса вулкана. Ширина кратера может достигать нескольких километров. Во время извержения на поверхность выбрасывается пепел и лава.

Из-за разного состава магмы — она может быть очень жидкой или вязкой — образуются различные вулканы. Так называемые стратовулканы образуют красивые правильные конусы. Если лава вязкая, то, если посмотреть на срез вулкана, можно увидеть несколько слоев застывшей лавы. Лава различается по цвету не только потому, что одна недавняя, а другая свежая, но и в зависимости от состава лавы. Если в лаве присутствует много железа, то она красного оттенка.

После рассказа учителя пробуем дать определение, что такое магма, жерло, кратер, лава.

1. Магма – расплавленное вещество мантии.

2. Очаг магмы – область в верхней части мантии, где находиться магма.

3. Жерло – канал, по которому магма поднимается на поверхность.

4. Кратер – углубление на вершине вулкана.

5. Лава – это часть магмы, которая вырывается на поверхность.

Прочитайте и скажите, что такое вулкан на стр.61.

Вулканы — это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород.

Физминутка.

Ребята, представьте, что вы Вулкан (подняли руки к верху треугольником). Вулкан проснулся, появился дым (руки сложили в ладошки над головой и поднимаем выше). Вулкан стал извергаться, загудели, лава потекла (руки плавно волнами опустили вниз). Вулкан затих.

Извержение вулкана – одно из наиболее грозных и в то же время величественных явлений природы. Чтобы понять, что такое представляет собой вулкан, посмотрим следующий видеофрагмент. (Извержение Вулкана)

Где же могут образовываться вулканы? Найдите по координатам вулканы, запишите их название и высоту.

Почему, именно в этих местах земного шара расположились вулканы? Сравните результаты с тектонической картой. Какой вывод можно сделать?

Координаты

Название вулкана

Высота вулкана

Материк, где находится

19 с.ш., 97 з.д.

Орисаба

5747м

Северная Америка

2 ю.ш., 78 з.д.

Котопахи

5897м

Южная Америка

4 ю.ш., 38 в.д.

Килиманджаро

5895м

Африка

55 с.ш., 160 в.д.

Ключевая Сопка

4750м

Евразия

6 ю.ш., 106 в.д.

Кракатау

813м

Малайский архипелаг

Основная масса вулканов располагается в зоне разломов литосферных плит, в геологических активных зонах.

Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора.

Ребята, посмотрите внимательно в атлас, как изображены вулканы?

Правильно, часть вулканов изображается черными значками, а другая красными. Как вы думаете, зачем введено такое обозначение? (действующие и потухшие)

Работа с учебником параграф 17 страница 62.

В чем заключается отличие действующих и потухших вулканов?

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами.

Сообщение учащихся, о вулкане Везувий.

4. Итоги урока.

Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?

5. Домашнее задание. Параграф 17 читать, в к/к обозначить вулканы потухшие – синей звездочкой, действующие- красной

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru