ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Интегрированный урок в 6 классе "Многообразие и происхождение культурных растений" (биология + география)

Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

Развивающие:

развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Воспитательные:

расширение кругозора обучающихся;

воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Оборудование:

Карта мира “Важнейшие культурные растения мира и их родина”, интернет – ресурсы

интернет – ресурс 3 мин 56 сек видеофильм "Христофор Колумб", презентация, “Дневник исследователя”.

Ход урока

Вступительное слово учителя биологии.

- Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии: прочитайте тему урока “Многообразие и происхождение культурных растений”

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе.

- Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

- Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю “приручения” диких растений и превращение их в растения культурные. А также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В параграфе 47 найдите определения:

- какие растения называются дикорастущими?

- какие растения относятся к культурным?

- ради чего первобытные люди собирали растения?

Учитель биологии:

Со временем люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодами, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор.

- Прочитайте на стр. 180 определение, что такое искусственный отбор

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция.

- Прочитайте в учебнике стр. 180 определение “селекция”.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии, (слайд 4.5) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица (слайд 6) относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

Учитель биологии: В н.в. во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много привычных нам культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидор и т.д.

Диалог с детьми:

- У кого из вас есть огород?

- Какие растения растут на вашем огороде?

- Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступления наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в “Дневник исследователя”

Откройте ваши Дневники. Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Раньше всех на российских огородах появились растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Выступление обучающихся с сообщениями о К.Р.

ОГУРЕЦ ПОСЕВНОЙ

 

Огурец — травянистое растение из семейства тыквенных, один из самых древних овощей. Родом он из Индии, изве­стен был там за несколько тысячелетий до новой эры. Его также возделывали в Древнем Египте и Греции. Изображе­ние огуречной плети украшало стены египетских храмов. В Россию оно, видимо, было за­везено не из Европы, а из Восточной Азии купцами.

Первые печатные сведения о культуре огурца в нашей стране относятся к началу XVI века. В России огурец первыми стали возделывать монахи Соловецкого монастыря. Русский климат ока­зался для «индийского гостя» слишком суровым. . Сто с лишним лет назад под Москвой, в Клину, появились первые в России теплицы, предназначен­ные для выращивания огурцов. В настоящее время эта куль­тура возделывается практически повсеместно. В парниках и теплицах огурец — главная культура.

 

ПЕТРУШКА ЛИСТОВАЯ, ИЛИ КУДРЯВАЯ

Петрушка — наиболее распространенное огородное расте­ние со специфическим ароматом зелени и корней. Родина петрушки — побережье Средиземного моря, где она и поны­не встречается в диком виде. Дикая петрушка — горянка. Греки называют ее «петроселинум», или каменный сельде­рей. Эта культура древняя. В Египте ей приписывали божест­венное происхождение. А вот у древних греков это растение символизировало славу и ра­дость. Из Греции петрушка распространилась по всему миру. В средние века ее уже разводили в странах Европы как пря­ное растение повсеместно. Примерно в это же время пе­трушка переселилась и в Россию. Поначалу ее у нас раз­водили как лекарственное растение. А теперь этот пряный корнеплод используется повседневно. Заготовленная про за­пас петрушка надолго сохраняет свой натуральный цвет и душистый запах. Свежая и сухая зелень — обязательный компонент салатов и заливных рыб, овощных маринадов и горячих мясных супов. Петрушка украшает наш стол в лю­бое время года. Она не только ароматизирует пищу, но са­мое главное — витаминизирует ее.

 

 

 

СВЕКЛА ОБЫКНОВЕННАЯ

 

Свекла — древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья и Передней Азии. У персов и древних это растение счи­талось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почетом.

Корнеплодная свек­ла распространилась в Европе, по-видимому, в XIV—XV ве­ках. Примерно в то же время свеклу завезли в Россию. В XVI—XVII веках она стала уже широко распространен­ным овощем. Из свекол-родоначальниц произошли наши те­перешние свеклы: красно-фиолетовая, из которой варят борщ и делают винегрет, сладкие белые корнеплоды, названные сахарной свеклой, и кормовая свекла. То, что в корнях ра­стения содержится сахар, никому раньше и в голову не при­ходило. В России знали только заморский тростниковый са­хар, но продавали его в аптеках, и стоил он очень дорого. И вот в 1747 году немецкий химик Маркграф нашел в белой свекле сахар не хуже тростникового. В 1799 году Франц Ахард впервые получил несколько килограммов свеклович­ного сахара. Про удачные опыты узнали в России, и по ука­зу Павла. I русским помещикам стали отводить земли под са­харную свеклу. В скором времени в селе Алябьеве Тульской губернии был построен сахарный завод. Теперь наша стра­на стоит на первом месте в мире по производству свекло­вичного сахара, а столовая свекла по значимости в овоще­водстве занимает третье место (после капусты и моркови).

 

ГРЕЧКА

Родиной гречихи является Северная Индия, где ее называют «черным рисом». На западных отрогах Гималаев сосредоточены дикие формы растения. Гречиха выведена в культуру более 5 тысяч лет назад. В XV веке до н. э. она проникла в Китай, Корею и Японию, затем в страны Средней Азии, Ближнего Востока, на Кавказ и только потом в Европу (видимо, при татаро-монгольском нашествии, потому ее еще называют татарским растением, татаркой).Гречневой ее стали называть славяне, и только потому, что к ним ее завезли из Византии в VII веке. Гречка была завезена на территорию России еще в древние времена из Византийского государства. Но   Настоящая родина гречневой крупы – далекие Гималаи. Там она растет в дикой природе. Впервые гречиха, выращенная человеком, было замеченная в Болгарии в далеком седьмом веке.

Гречи́ха обыкнове́нная, гре́ча, гре́чка , гречуха, гре́ческая пшени́ца (Fagopyrum esculentum MOENCH) — хлебное и прекрасное медоносное растение, семена которого идут в пищу человека и отчасти животных (свиней, лошадей и др).

 

КУКУРУЗА (Маис)

Переселилась к нам из Центральной Америки около 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами, увидевшими это растение. Индейцы называли его маисом и возделывали с незапамятных времен. Много мифов и легенд связано с этим растением. Рассказывают, будто бог маиса был сыном
бога Солнца и богини Луны. Но нашлись другие божества, которые позавидовали его красоте и силе. Они убили прекрасного юношу, а тело разрубили на мелкие кусочки, которые затем превратились в зерна маиса. Может быть, поэтому мексиканцы называют кукурузу «тлаолли», что значит — тело.Маис прижился в Европе легко и распро­странился прямо-таки с рекордной быстротой. Позже кукуруза покорила пять континентов, став наряду с пшеницей и рисом кормилицей миллионов людей. На территории на­шей страны оце­нили кукурузу еще в XVII веке.Что только не делают из этого удивительного растения: муку и крупу, консервированные зерна и хлопья, крахмал и растительное масло — всего не перечтешь! Кукуруза ис­пользуется повсеместно и как кормовая культура. Она слу­жит первоклассным сырьем и для технических отраслей про­мышленности, идет на изготовление бумаги, линолеума, вис­козы, изоляционных материалов, смол, уксусной кислоты и других продуктов.

 

ПОМИДОР, ИЛИ ТОМАТ КУЛЬТУРНЫЙ

Помидор — популярнейший овощ. Родина предков обык­новенных томатов — Южная Америка. Невысокие длинные кустики с мелкими красными плодами до сих пор ветре чаются в Перу, Эквадоре. Мексике. Индейцы племени ацте­ков называли это растение «тумантла», что означает «круп­ная ягода». Испанцы стали называть его «томат». Из-за океа­на это растение было завезено в Италию, где его назвали «помидоро», что означает «золотое яблоко». Затем во Фран­ции его окрестили «пом д'амур» — «яблоко любви». На пер­вых порах помидоры есть побаивались, считали их ядови­тыми. Даже великий натуралист Карл Линней дал расте^ нию латинское название «солянум ликоперсикум» — «волчий персик». В России помидоры появились в царствование Екате­рины И вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотече­ственники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. В настоящее время известно несколько сот культивируе­мых оранжево-красных, розовых, желтых, больших и малень­ких, круглых, и продолговатых сортов помидоров. После кар­тофеля помироды — самая распространенная культура се­мейства пасленовых, В Росссии их выращивают в открытом и защищенном грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

 

ПОДСОЛНЕЧНИК ОДНОЛЕТНИЙ, МАСЛИЧНЫЙ

 

На родине подсолнечника, на юге Северной Америки, это растение счи­ тали священным, называли «солнечным цветком», его со­цветие отливали из золота, носили на торжественных процес­сиях.

В Европу подсолнечник был завезен испанскими моряка­ми в начале XVI века и посажен в ботаническом саду в Мад­риде под названием «цветок солнца». Его разводили как де­коративное растение. Мода на «солнечный цветок» перекину­лась и в другие страны. В Россию он попал при Петре I из Голландии и в течение нескольких десятилетий украшал сады. Лишь в 1829 году в селе Алексеевке Воронежской гу­бернии крестьянин Д. Бокарев открыл людям новое свойство этого растения, обнаружив в нем щедрый источник вкусного масла. Он смастерил пресс, на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Вскоре «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением.Подсолнечное масло употребляется не только в пи­щу. Оно используется при выработке маргарина, мыла и масляных красок. Кроме масла из подсолнечника получают мед, лекарства и хороший силос. Россия по праву считается второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал свое новое путешествие по миру.

 

КАРТОФЕЛЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Несмотря на необыкновенную популярность картофеля, лишь немногие знают, что история переселения его в Ев­ропу и в Россию богата разнообразными событиями. Расте­нию этому поклонялись, и его же ненавидели. Цветами кар­тофеля украшали знаменитые королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным. Родина картофеля — Южная Америка, где он растет в Ан­дах, от Чили до Центральной Америки. Там его возделыва­ют с незапамятных времен. Изображения картофельного ра­стения можно увидеть на глиняных изделиях, обнаруженных при раскопках древних захоронений инков. В Европе о картофеле впервые узнали около 400 лет на­зад. Вопрос о том, кто первым привез картофель как пище­вую культуру из Нового Света — испанцы или англичане, — все еще дискутируется. Слух о чудесных клубнях, «земля­ных яблоках», разнесся тогда по Европе, но не везде новин­ка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сы­рыми или еще хуже — пробовали есть ядовитые зеленые плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это ра­стение. В Россию картофель был завезен при Петре I, но «замор­ского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о ра­стении как источнике проказы, туберкулеза, рахита настоль­ко цепко держалась в народе, что сажать «чертовы яблоки» наотрез отказывались. Начались «картофельные бунты», ко­торые жестоко подавлялись. Словом, немало трудностей преодолели в России скром­ные, невинные клубни, прежде чем завоевали всеобщее при­знание. Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.

 

(слайды 10,11,12,13,14).

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

 

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель географии: Ребята, проверим, насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1. Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2.Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3. Корни какого растения больше всего содержат сахара?

4. Какое растение называют “Черным рисом”?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО, - это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 9) вслед за Колумбом в Новый Свет отправлялись испанцы, португальцы, англичане, французы.

- Что же они привезли в Старый Свет?

- Какие новые растения?

- Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследователя (слайды 17,18,19,20)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Кукуруза

Томат

Подсолнечник

Картофель

 

 

Закрепление:

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название.

Какое растение в Италии называли “золотое яблоко”, а во Франции – “яблоко любви”?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по праву называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений?

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление обучающегося о Н.И.Вавилове

Среди географов-первооткрывателей Николай Иванович Вавилов занимает особое место как путешественник, открывший не новые страны, а новый мир культурных растений.

Н. И. Вавилов родился 26 ноября 1887 г. в Москве, Интерес к биологии у него проявился очень рано. В 1906 г. поступил в Московский сельскохозяйственный институт.

Великий русский ученый, работал в России в 30 – е годы прошлого века;

Н.И. создал всемирно известный Институт растениеводства.

Совместно с сотрудниками своего института Н.И. Вавилов совершил многочисленные экспедиции, исследуя фауну пяти континентов, ученые работали во многих странах: Н.И.Вавилов писал «Проникая в любую страну хотелось сделать очень много, понять «земледельческую душу» этой страны, ее условия, освоить ее видовой и сортовой состав, взять из нее наиболее нужное и связать в единое целое». (слайд 24)

Исследования Н.И.Вавилова о центрах происхождения имеют большое практическое значение. Под руководством Н. И. Вавилова была создана бесценная коллекция культурных растений. Она насчитывает 300 тыс. образцов растений ценного исходного материала, который служит незаменимой основой для создания новых сортов растений.

Его именем названы многие культурные растения: лук, миндаль, овёс, груша, рожь, пшеница и многие другие.

 

Учитель биологии: Вернемся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что - да, возможно.

Дети скажут.

- Известны центры происхождения КР. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по-прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями.

Одно из направлений в развитии сельского хозяйства — это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосеменных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

Гваюла

Обитает в Мексике и в некоторых засушливых областях юго-запада США. Это выносливое растение вырабатывает большие количества каучука, идущего на изготовление резины. Гваюла была известна индейским племенам, проживавшим в Мексике и Центральной Америке до Колумба. Индейцы жевали это растение. Также индейцы выделяли из гваюлы каучук. Каучук шел на изготовление маленьких резиновых мячиков для игр. Во время второй мировой войны, в США был создан чрезвычайный каучуковый проект с целью превращения гваюлы в культурное растение. Американцам удалось быстро превратить этот дикорастущий кустарник в достаточно продуктивный источник каучука, выращиваемый на плантациях. Сейчас селекционеры обращают на гваюлу особое внимание. Во – первых, гваюла – хороший каучуконос. Во-вторых гваюла хорошо растет на землях, не особенно пригодных для других сельскохозяйственных культур. Можно полагать, что она станет экономически ценной культурой.

Echinochloa

Другое многообещающее растение—дикорастущий австралийский злак Echinochloa. Это растение никогда не возделывалось человеком, но ученые предсказывают, что его легко можно превратить в важную кормовую и зерновую культуру. Echinochloa дает вкусное питательное зерно, которое охотно поедают крупный рогатый скот, овцы и лошади. Вегетативные части растения также идут на корм скоту, и из них можно приготовить сено.

Хохоба

В последнее время большое внимание привлекло к себе малоизвестное растение – хохоба. Хохоба (Simmon-dsia chinensis) — выносливый кустарник, произрастающий в засушливых районах северной Мексики. Его главный ценный продукт — жидкий воск, подобный китовому жиру. Семена хохобы содержат до 50% жидкого воска. Этот воск можно почти без переработки использовать в качестве смазочного средства. Воск, выделяемый из хохоба, настолько сходен с китовым жиром, что его можно применять в парфюмерной промышленности и медицине. Большое значение имеет тот факт, что хохобу можно выращивать на землях, малопригодных для других культур. Кроме того, воск хохоба содержит вещество, подавляющее аппетит. Возможно, его удастся использовать в медицине в случаях лечения ожирения.

Спаржевый горох

Другое многообещающее тропическое растение — спаржевый горох (Psophocarpus tetragonolobus). Это тропическое бобовое растение. Оно дает съедобные семена, стручки, клубневидные корни и листья с высоким содержанием белков, а из его семян можно получать масло, пригодное для употребления в пищу. Этот быстро растущий многолетник можно выращивать на небольших фермах в тропических областях. По своим питательным качествам семена спаржевого гороха сходны с соевыми бобами; в них имеется, много масла и они очень богаты витаминами. Клубневидные корни этого гороха, которые можно употреблять в пищу, так же как мы употребляем картофель, особенно ценны еще и тем, что они содержат около 20% белка. Даже вегетативные части спаржевого гороха могут служить хорошим питательным кормом для животных.

Гваюла (слайд 25,26)

Echinochloa (слайд 27)

Хохоба (слайд 28,29,30)

Спаржевый горох (слайд 31)

Мы ответили на наш вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастущие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление. (Загадки о растениях в стихах)

1.

Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

2.

Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая подружка,
Знаем мы тебя, ... (петрушка)

3.

Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.
От дождя я не растаю, угощу вас сладким чаем. (свёкла)

4.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)

5.

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат. (Подсолнух)

6.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

- Это черная?

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что зеленая.

- О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашнее задание:

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые использует человек.

РЕФЛЕКСИЯ

1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

2. Что вам особенно запомнилось?

3. Понравилась ли вам такая форма урока?

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru