Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи урока:
Начать формирование у учащихся представления о реках.
Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Слайд 1-2
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река |
Залив |
Озеро |
Ручей |
Водохранилище |
Пруд |
Море |
Океан |
Водопад |
Болото |
Горный ледник |
Подземные воды |
Речной канал |
Родник |
Источник |
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Слайд 3-4
Загадка
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
Слайд 5
– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.
– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Слайд 6
Из каких частей состоит река?
Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
Слайд 7
– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
Слайд 8
– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
– Какими бывают типы устьев рек?
Дельта – устье реки с протоками;
Эстуарий – воронкообразное устье реки.
Слайд 9
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.
– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
Речная система – это главная река со всеми притоками;
Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Слайд 10 -12
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.
Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).
Слайд 13
Задание.
В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:
Нил, Конго (Африка);
Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
Амазонка (Южная Америка);
Миссисипи (Северная Америка).
Слайд 14
– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.
Горные реки имеют:
бурное и стремительное течение,
относительно прямые русла,
речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
дно почти все занято руслом,
неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
плавное и спокойное течение,
русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
Слайд 15–16
– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Слайд 17
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
Режим реки – поведение реки в течение года.
Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?
Слайд 18
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
Слайд 19
Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
назовите номера всех правых притоков – 9;
назовите номера всех левых притоков – 10, 12.
V. Подведение итогов.
Слайд 20
Практическая работа: «Описание реки по плану».
1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.
План
Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
На каком материке находится;
Исток (начало реки);
Устье (место впадения);
Направление течения;
Притоки (левые и правые);
Питание реки;
Хозяйственное использование.
VI. Домашнее задание.
§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.