Цели и задачи урока:
– систематизировать знания о географическом положении, границах, этапах и методах изучения территории нашей страны, административно– территориальном устройстве России, о часовых поясах на карте России;
– повторить основные термины, проверить умения использовать полученные знания на практике;
– развивать пространственное воображение, память, мышление;
– воспитывать чувство гордости за свою страну, патриотизм, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование: Лото, Политическая карта мира, Политико-административная карта России, карта часовых поясов.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Правила проведения урока “Лото”:
– Карточки с вопросами высыпаются в специальную коробку, перемешиваются, затем достаются по одной.
– Зачитывается вопрос, учащиеся зачитывают правильный ответ и закрывают игровое поле карточкой, написанным вверх, а если было затруднение в ответе, то написанным вниз. Так удобнее после проконтролировать правильные ответы и поставить честно заработанную оценку.
– Примеры заданий для проведения данного урока.
– Игровое поле и карточки можно составить в разных вариантах, т.е. одно игровое поле может объединить разные задания: по несколько заданий с каждого игрового поля.
– Игровое поле и карточки делаются на плотной основе.
1. Географическое положение России. (Игровое поле). № 1.
1. Это положение любого географического объекта на поверхности Земли и по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. |
2. Положение объектов относительно материков, океанов, морей, гор, рек. |
3. Положение, которое характеризует координаты крайних точек страны, определяют важные параметры страны, ее размеры, конфигурацию, протяженность территории. |
4. Положение позволяющее оценить данные о хозяйстве других стран. |
5. Положение оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами и внутри самой России. |
6. Положение России предполагает оценку своих отношений с другими странами с точки зрения: 1) ее собственной безопасности, 2) дружеских межгосударственных отношений; 3) возможных военных угроз. |
7. Положение страны выявляет внешние источники экологической опасности для данной территории. |
8. Положение учитывает изменения географического положения страны на разных исторических этапах. |
9. Положение оценивает взаимосвязи и взаимопроникновение культуры, искусства, науки страны и народов других стран. |
10. Положение по отношению к пограничным, соседним государствам. |
11. Положение к группам стран(регионам) Европы и Азии. |
12. Оценивает место России на глобальном уровне – по отношению к другим материкам, мировому океану, миру в целом. |
Разрезные карточки к игровому полю делаются по размеру квадратов поля.
Карточки к 1 полю.
Географическое положение. |
2. Физик – географическое положение. |
3. Математик – географическое положение. |
4. Экономико-географическое положение |
5. Транспортно-географическое положение |
6. Геополитическое положение |
7. Эколого-географическое положение |
8. Историко-географическое |
9. Этнокультурное положение |
10. Микроположение |
11. Мезоположение |
12. Макроположение. |
Игровое поле. “Границы России”.
Поле № 2.
13. Границы, которые связывают Россию с соседними странами транспортными путями |
14. Границы, имеющие наибольшую роль во внешней торговле России |
15. Позволяет свободно перевозить товары и грузы и свободно переезжать и устраиваться на работу людям разных стран |
16. Границы, неохраняемые, слабо обеспеченные таможенными учреждениями |
17. Границы, через которые затруднены экономические связи или вследствие природных препятствий, или из-за установленных государственных режимов |
18. Границы учитывают отношения между странами |
19. Граница опасная, неспокойная, требующая всегда готовности |
20. Границы законные, определяемые государственными договорами |
21. Границы, которые еще требуется уточнить, заключив соответствующие договора |
22. Территория, где осуществляется основная хозяйственная деятельность страны |
23. Это часть земной поверхности планеты, на которую распространяется власть данного государства (воздушное пространство, территориальные воды и недра со всеми их ресурсами) |
24. Большинство морской границы приходится на моря |
Разрезные карточки к полю № 2.
13. Контактные |
14. Соединяющие |
15. Интеграционные |
16. Прозрачные |
17. Барьерные |
18. Геополитические |
19. Конфликтная |
20. Легитимные |
21. |
22.Экономически эффективной |
23. Государственная территория |
24. Северного Ледовитого |
Игровое поле “Этапы и методы географического изучения территории” № 3.
25. Географ, сделавший первым, описание нашей страны. (“Цветущее состояние Всероссийского государства”, “Атлас Всероссийской империи в 3 томах и генеральную карту всей России с градусной сеткой”). |
26. Выдающийся географ и историк, написавший работу “Россиа, или, как ныне зовут, Россия” |
27. Офицер русского флота, начальник Первой Камчатской экспедиции. В честь него назван пролив и остров в составе Командорских островов. |
28. Двоюродные братья, исследовавшие северное побережье Евразии и в их честь названо одно из морей Северного Ледовитого океана |
29. Один из участников Второй Камчатской экспедиции. Результаты своей работы описал в книге “Описание земли Камчатки” |
30. Изучал Уссурийский край, был членом экспедиции на Урале, Сибири, Кавказе и Камчатке |
31. Известный революционер, теоретик анархизма, географ и геолог, участвующий в экспедициях по Восточной Сибири, обосновавший теорию оледенения |
32. Исследователь, участвующий в многочисленных экспедициях и собравший огромный материал, по которому создал географическо-статистический словарь и многотомную работу “Россия. Полное географическое описание нашего отечества” |
33. Известный географ и геолог, много сделавший для изучения Сибири, открыл ряд хребтов, написал романы “Земля Санникова”, “Плутония” |
34. Естествоиспытатель и географ-почвовед, предложивший комплекс мер по борьбе с засухой с помощью лесоразведения в степных и лесостепных пространствах |
35. Географ и химик, предложивший важные идеи по развитию нефтяной промышленности, развитию добычи угля, освоению Арктики, подготовил проект развития Северного морского пути. |
36. Организатор проекта Северного морского пути и ,осуществивший сквозной проход по Северному морскому пути. Руководитель воздушной экспедицией на Северный полюс |
Разрезные карточки № 3.
25. И.К.Кирилов |
26. В.Н.Татищев |
27. Витус Беринг |
28. Дмитрий и Харитон Лаптевы |
29. С.П. Крашениников. |
30. Н.М. Пржевальскй |
31. П.А.Кропоткин |
32.П.П.Семенов-Тян-Шанский |
33.В.А.обручев |
34. В.В.Докучаев |
35. Д. И. Мендилеев |
36. О.Ю.Шмидт |
Игровое роле “Административно-территориальное устройство России”. № 4.
37. Форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеративных единиц, обладающих определенными политическими правами |
38. Государство не имеет в своем составе федеративных частей, подразделяясь лишь на районы, области, которые подчиняются центральным органам власти |
39. Центральный округ |
40. Северо-Западный округ |
41. Южный округ
|
42. Приволжский округ |
43. Уральский округ |
44. Сибирский округ |
45. Дальневосточный округ
|
46. А) Государственно-территориальные образования (края федерального подчинения, области, города ); Б) Национально-территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа). |
47. Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный |
48. Президент |
Разрезные карточки № 4.
37. Федерация |
38. Унитарное |
39. Москва |
40. Санкт-Петербург |
41. Ростов – на Дону |
42.Нижний Новгород |
43.Екатеринбург |
44.Новосибирск |
45. Хабаровск |
46. Субъекты федерации |
47. Федеральные округа |
48. Во главе нашего государства |
Игровое поле “Часовые пояса на карте России”. № 5.
49. Время на меридиане в данный момент |
50. Время в границах одного часового пояса |
51. Начало новых суток |
52. Линия перемены дат |
53. Поясное время переведенное на один час вперед в 1930 году |
54. Последнее воскресенье марта и последнее воскресенье октября. 1981 год. |
55. Ведется отчет часовых поясов |
56. Размер часового пояса |
57. Полдень на Гринвичском меридиане |
58. На долготе 90 градусов к востоку от Гринвича-вечер |
59. На территории России часовых поясов |
60. С запада на восток. |
Разрезные карточки № 5.
49. Месное |
50. Поясное время |
51. От 12 часового пояса |
52. Линия меридиана не далеко от 180 градусов |
53. Декретное |
54. Летнее |
55. Меридиан Гринвича или нулевой меридиан |
56. 15 градусов |
57. Если на долготе 180 градусов – полночь |
58. Если на долготе 90 градусов к западу от Гринвича – утро |
59. 11 часовых поясов |
60. Земля вращается вокруг своей оси |
Игровое поле “Цифры по теме “ Россия на карте мира”. № 6.
61. Присоединение к России районов Поволжья |
62. Заселение и освоение русскими Сибири |
63. Поход Ермака в Западную Сибирь |
64. Выход отряда Ивана Москвина к Тихому океану |
65. Присоединение Украины к России |
66. Присоединение к России побережья Финского залива Петром 1 и создание Санкт-Петербурга. |
67. Распад СССР |
68. Соседи России по суши |
69. 12 морских миль (22,2 км) |
70. 200 миль (370 км), (площадью 4,1 млн км кв) |
71.38,8 тыс км |
72. В 2000 году |
Разрезные карточки № 6.
61. Середина 16 века |
62. Конец 17 века |
63. 1582 год |
64. 1639 год |
65. 1654 год |
66. 1703 год |
67. 1991 год |
68. 14 государств |
69. Протяженность территориальных вод |
70. Экономическая зона за пределами территориальных вод |
71. Протяженность морских границ |
72. Образование Федеральных округов |
3. Итог урока: подводит учитель по закрытым карточкам.
4. Домашнее задание: повторить тему и доработать материал, по которому были трудности.