Профессор Знаев - Урок географии в 10 классе "Основные факторы размещения производства"

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок географии в 10 классе "Основные факторы размещения производства"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе организации самостоятельной проектной деятельности.

Образовательные задачи:

Проверить степень усвоения обучающимися содержания темы.

Научить применять знания об основных факторах размещения производительных сил в ходе проектной деятельности.

Актуализация знаний учащихся по теме: «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Воспитательные задачи:

Воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающему миру.

Развивающие задачи:

Развивать умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания.

Развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать другого человека, умение отстаивать свое мнение, умение приходить к консенсусу.

Развивать умение ясно и четко выражать свои мысли, обобщать и систематизировать полученные знания.

Раскрытие творческого потенциала обучающихся, выявление лидерских и организаторских   способностей обучающихся.

Игра «Проектируем город».

Цель игры: Каждая из двух групп учащихся должна спроектировать промышленный город на предлагаемой местности, разместив различные промышленные и бытовые объекты с учетом факторов размещения производительных сил.

Правила игры:

Обучающиеся заранее поделены на две команды.

Каждая из команд получает карту-схему местности, где протекает река и существует преобладающее в течение года направление ветров, обозначенное на карте стрелкой (карты-схемы местности готовят заранее на листах ватмана или используют подходящие по параметрам готовые географические карты местности, взятые в сети Интернет).

Командам выдаются карточки с обозначением промышленных и бытовых объектов. Необходимо разместить их на карте таким образом, чтобы промышленные объекты успешно развивались, а население в меньшей степени страдало бы от загрязнения питьевой воды и воздуха.

Наилучшее размещение каждого объекта оценивается в пять баллов, за менее удачные варианты размещения объекта баллы могут быть снижены до 0 баллов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Оценивает работу команд независимая комиссия экспертов, приглашенных на урок. Каждый эксперт получает бланк для оценивания проектов, созданных командами и памятку для экспертов.

Оформление доски

Тема: Основные факторы размещения производительных сил.

Форма: Игра «Проектируем город»

Основные факторы размещения производительных сил (закрыты до окончания вводной части)

Старые:

Территории

Экономико-географического положения

Природно-ресурсный

Транспортный

Новые:

Наукоемкости

Экологический

Ход урока

1. Оргмомент (1 минута).

2. Вступительное слово учителя, опрос (4 минуты).

Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с основными факторами размещения производительных сил.

Давайте вспомним, что такое факторы размещения производительных сил?

(ответ обучающегося) Это различные экономические, социальные, природные и другие обстоятельства, которые необходимо учитывать при размещении различных отраслей и отдельных предприятий.

Приведите примеры таких обстоятельств, то есть назовите факторы размещения производства.

(ответ обучающегося) Факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, потребительский, наукоемкости, экологический.

Хорошо, но ведь важно не только перечислять факторы размещения производства, но и знать, каким образом каждый из них влияет на размещение хозяйства. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – научиться применять полученные вами  знания об основных факторах размещения производительных сил в ходе проектной деятельности.

Для этого вы разделены на две команды, каждая из которых должна будет создать и представить проект города, учитывая при этом различные факторы размещения производства.

 

Материалы, необходимые для работы команд.

Каждая команда получает правила игры и памятки для участников.

 

Игра «Проектируем город» (для обучающихся)

Цель игры: Представить проект города, разместив на предложенной местности различные промышленные и бытовые объекты.

Правила игры:

Ваша команда получила карту-схему местности, где протекает река и существует преобладающее в течение года направление ветров, обозначенное на карте стрелкой.

Вам выданы карточки с обозначением промышленных и бытовых объектов. Необходимо разместить их на карте таким образом, чтобы промышленные объекты успешно развивались, а население в меньшей степени страдало бы от загрязнения питьевой воды и воздуха.

Вы можете самостоятельно дорисовать недостающие объекты коммуникации, например, автомобильные или железные дороги, железнодорожные станции, мосты и т.п.

Наилучшее размещение каждого объекта оценивается в пять баллов, за менее удачные варианты размещения объекта баллы могут быть снижены до 0 баллов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

 

Памятка для участников:

При размещении промышленных предприятий вы должны учесть ряд факторов:

наличие необходимых полезных ископаемых, наличие воды и электроэнергии, наличие транспортных путей, наличие трудовых ресурсов, наличие потребителей производимой продукции.

При размещении жилых кварталов и бытовых объектов вы должны, в первую очередь, учитывать экологический фактор, то есть учесть отрицательное влияние промышленных предприятий вашего города на окружающую среду и постараться разместить жилые районы так, чтобы население в меньшей степени страдало от загрязнения воды и воздуха.

Объекты, загрязняющие реки грязными стоками, должны размещаться по течению рек ниже, чем бытовые водозаборы.

Нефтеперерабатывающие, металлургические, химические предприятия, тепловые электростанции, АЗС (в меньшей степени) своими выбросами загрязняют атмосферу, поэтому недопустимо размещать бытовые и жилые объекты по направлению преобладающих ветров от этих объектов.

 

Примечание: Итоговое задание необходимо распечатать, исходя из численности обучающихся в классе, по одной карточке на каждого обучающегося.

 

 

Итоговое задание по теме:

Установите стрелками соответствие каждого фактора размещения производства характеристике его воздействия на размещение современного производства.

 

1. Фактор территории         а) способствует появлению технопарков и технополисов

2. Фактор экономико-географического       б) способствует территориальному распределению положения производства

3. Природно-ресурсный фактор в) способствует формированию промышленных центров, узлов и районов

4. Транспортный фактор    г) способствует сдвигу производства к морю

5. Фактор трудовых ресурсов     д) способствует преодолению территориального разрыва        между районами производства и потребления

6. Фактор территориальной концентрации         е) ограничивает концентрацию производства и населения

7. Фактор наукоемкости    ж) способствует освоению новых районов

8. Экологический фактор   з) способствует перемещению производства к источникам        дешевых трудовых ресурсов

 

Примечание: Карточки необходимо разрезать до раздачи участникам

 

Карточки для команды 1                                 Карточки для команды 2

 

Нефтедобывающее

предприятие

 

Нефтеперерабатывающее

предприятие

Промышленный

водозабор

 

Промышленные

стоки

Промышленный

водозабор

 

Промышленные

стоки

Бытовой

водозабор

 

Бытовые

стоки

Бытовой

водозабор

 

Бытовые

стоки

Мазутная

электростанция

 

Угольная

электростанция

Нефтехимический

завод

 

Угольная

шахта

Предприятие по

добыче железной руды

 

Металлургическое

предприятие

Автозаправочная

станция

 

Автозаправочная

станция

Больница

 

Больница

 

Хлебозавод

 

Хлебозавод

 

Поле

для пшеницы

 

Поле

для пшеницы

Поле

для овощей

 

Поле

для овощей

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

Жилой

квартал

 

Морской

порт

 

Аэропорт

Предприятие

пищевой

промышленности

Предприятие

текстильной

промышленности

 

За вашей проектной деятельностью будут наблюдать независимые эксперты производства. Материалы, необходимые для работы группы экспертов:

БЛАНК

учета размещения промышленных и бытовых объектов

в игре «Проектируем город».

 

Наилучшее размещение каждого объекта оценивается в пять баллов, за менее удачные варианты размещения объекта баллы могут быть снижены до 0 баллов.

Проект города № 1

Объекты:

Количество баллов

Проект города № 2

Объекты:

Количество баллов

Нефтедобывающее

предприятие

 

Угольная

шахта

 

Нефтеперерабатывающее предприятие

 

Предприятие по добыче железной руды

 

Химический

завод

 

Металлургическое

предприятие

 

Мазутная

электростанция

 

Угольная

электростанция

 

Автозаправочная

станция

 

Автозаправочная

станция

 

Хлебозавод

 

 

Хлебозавод

 

Предприятие пищевой промышленности

 

Предприятие легкой промышленности

 

Промышленный

водозабор

 

Промышленный

водозабор

 

Промышленные

стоки

 

Промышленные

стоки

 

Бытовой

водозабор

 

Бытовой

водозабор

 

Бытовые

стоки

 

Бытовые

стоки

 

Больница

 

 

Больница

 

Поле

для пшеницы

 

Поле

для пшеницы

 

Поле

для овощей

 

Поле

для овощей

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Жилой

квартал

 

Качество представления проекта

 

Качество представления проекта

 

Итоговое количество баллов:                                  Итоговое количество баллов:

Игра «Проектируем город»

(для экспертов)

 

Цель игры:

Каждая из двух групп учащихся должна спроектировать промышленный город на предлагаемой местности, учитывая при этом ряд факторов размещения производительных сил.

 

Правила игры:

          Каждая из команд получает карту-схему местности, где протекает река и существует преобладающее в течение года направление ветров, обозначенное на карте стрелкой.

          Командам выдаются карточки с обозначением промышленных и бытовых объектов. Необходимо разместить их на карте таким образом, чтобы промышленные объекты успешно развивались, а население в меньшей степени страдало бы от загрязнения питьевой воды и воздуха.

          Наилучшее размещение каждого объекта оценивается в пять баллов, за менее удачные варианты размещения объекта баллы могут быть снижены до 0 баллов.

          Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

 

Памятка для экспертов:

В ходе игры учащиеся должны показать знание основных факторов размещения производства. При размещении промышленных объектов они должны, прежде всего, учитывать факторы экономико-географического положения, природно-ресурсный и транспортный факторы. При размещении бытовых и жилых объектов на первом месте должен быть экологический фактор.

Объекты, загрязняющие реки грязными стоками, должны размещаться по течению рек ниже, чем бытовые водозаборы.

Нефтеперерабатывающие, металлургические, химические предприятия, тепловые электростанции, АЗС (в меньшей степени) своими выбросами загрязняют атмосферу, поэтому недопустимо размещать бытовые и жилые объекты по направлению преобладающих ветров от этих объектов.

Овощи как сельскохозяйственная культура в большей степени, чем пшеница накапливают из окружающей среды вредные вещества. Поэтому размещение полей с овощами нежелательно не территории, выше которой по течению рек ведется добыча и переработка полезных ископаемых. В несколько меньшей степени этот принцип верен и для полей пшеницы.

Размещение жилых кварталов следует оценить как наихудшее (по 0 баллов) за каждый квартал, попавший под ветер, дующий с предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.

 

 

Я буду работать консультантом для обеих групп.

Итак, начинаем работу над проектами.

Создание проектов (16 минут).

Защита проектов (10 минут).

Работа экспертной группы по оценке проектов.
Выполнение итогового задания учащимися класса (10 минут)

Подведение итогов проектной деятельности.
Выставление оценок за работу на уроке (4 минуты)

(в процессе выставления оценок за урок целесообразно выяснить, как группа оценивает работу каждого из своих участников)

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru