Место урока: урок №8 в теме «Природа регионов России» раздела «Природные комплексы России».
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Метод: словесно-наглядно-практический.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник, край самоцветов от г. Асбеста до Мурзинки, Кунгурская пещера;
познакомить учащихся с химическим составом минералов.
Развивающие:
продолжить формирование умений учащихся по решению задач на нахождение массовых долей элементов в веществе и составлению формул соединений;
продолжить формирование информационной компетентности школьников;
расширение кругозора школьников о природе родной страны.
Воспитательные:
продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей родине – России;
продолжить воспитание географической культуры школьников как участников цивилизованного общества.
Оборудование: физическая карта Урала, физическая карта России, контурные карты и атлас 8 класса, раздаточный материал к проверке домашнего задания коллекция минералов и горных пород, книги, картины, компьютер, презентация к уроку.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Повторение. Проверка домашнего задания |
Проведение географического диктанта. На доске записаны все части Урала:
Учитель географии: Ребята, ваша задача выбрать цифру правильного ответа своего варианта на задания, которые находятся у вас на столах. Карточка-задание:
Ответы: 1 вариант – 1, 2, 4, 5, 4, 4, 1, 2, 5, 2. Учитель может взять для проверки несколько тетрадей. |
Учащиеся письменно выполняют задания географического диктанта в тетрадях.
Взаимопроверка учащимися в парах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала |
Учитель географии: Ребята, мы продолжаем изучение природы Урала. Сегодня урок посвящен уникальным объектам Урала, и тема его звучит так «Природные уникумы Урала». Огромный, почти как море, Показала, блестя перламутром Ильменский заповедник Учитель географии: Мы начинаем наше путешествие с района Южного Урала, где расположен удивительный Ильменский хребет, который знаменит уникальным богатством своих недр. Здесь найдено более 200 различных минералов. Среди них есть и редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире. Учитель географии: Продолжаем путешествие на север и попадаем в край самоцветов. Учитель химии: Ребята, давайте установим молекулярную формулу горного хрусталя. Учитель географии: В этом районе, где находятся в пегматитовых жилах скопления драгоценных и поделочных камней, были заложены основы горного промысла по добыче и обработке самоцветов Урала. Учитель химии: Малахит – минерал класса карбонатов Cu2(CO3)(OH)2. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность. Задание по химии: рассчитайте массовую долю меди в малахите. Ответ к задаче: 57%. Академик А.Е. Ферсман писал: «Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…» Учитель географии: Продолжаем наше путешествие по Уралу. Кунгурская пещера На правом берегу реки Сылвы расположена замечательное творение природы – Кунгурская пещера. Находится она на окраине небольшого промышленного города Кунгур, в недрах каменной громады – Ледяной горы. Учитель химии: Образовалась Кунгурская пещера в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты. Просачиваясь, капля за каплей, сквозь толщу горных пород, вода растворяет известняки и образуется растворимый гидрокарбонат кальция. Этот природный процесс выражается химическим уравнением: H2O + CaCO3 + CO2 = Ca (HCO3)2. Капая с потолка, со стен на пол вода образует причудливые формы. Идет обратный процесс – образование известковых сталактитов и сталагмитов. Уравнение это процесса: Ca (HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O. Учитель географии: Сталактиты свисают с потолка и стен пещеры, а сталагмиты растут им навстречу. |
Работа по картам атласа
Решение задач в тетрадях.
Решение задач в тетрадях.
Запись химической реакции в тетради.
Выступление ученика с сообщение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Домашнее задание и подведение итогов |
Параграф 34, пункт 1, на контурной карте Урала отметить объекты, встречающиеся в тексте учебника; подобрать материал об экологических проблемах Урала из источников СМИ. |
Записывают домашнее задание в дневник. |