Цель: познакомить учащихся с природными зонами Южной Америки, сформировать представление о растительном и животном мире, развивать у школьников умение анализировать информацию, систематизировать и презентовать её.
Задачи: вспомнить уже изученные и разобрать новые термины и понятия;
показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние
рельефа, климата на развитие органического мира
Южной Америки;
продолжить формирование умений работы с картами;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
формировать умение работать в группах:
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
-- сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире, природных зонах Южной Америки;
-- содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне;
-- овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
метапредметные:
-- развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой, учебником, дополнительной литературой
--развивать умение сравнивать, делать выводы
личностные:
-- формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы;
-- содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Средства обучения: учебник В.А. Коринской «География материков и
океанов»; атласы для 7 класса;
мультимедийная презентация;
«Природные зоны Южной Америки»;
физическая и климатическая карты
Южной Америки, карта природных зон мира.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть:
- проверка посещаемости урока;
- проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой Южной
Америки, но сначала давайте вспомним, то что мы уже знаем.
Вначале – лёгкая разминка.
1. «Четвертый - лишний». Определи «лишнего» и объясни свой выбор.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
Магеллан |
Амазонка |
Льянос |
Гумбольдт |
Парана |
Котопахи |
Веспуччи |
Ориноко |
Аконкагуа |
Пампа |
Сельва |
Анды |
2. В каких климатических поясах расположена Южная Америка?
3.О каком климатическом поясе идет речь?
1. В каком климатическом поясе зимой и летом высокая температура (+24, + 27) и осадки выпадают на протяжении всего года. (Экваториальный).
2. В каком климатическом поясе расположены Оринокская низменность и Бразильское нагорье? (Субэкваториальном)
3. В каких климатических поясах выделяют по три климатические области?
(Тропический: западная – сухая, центральная – Анды, восточная – влажная,
Субтропический: западная – средиземноморский, центральная - континентальная, восточная – муссонный).
3. Изучение нового материала.
3.1. Тема нашего сегодняшнего урока -Природные зоны Южной
Америки.
3.2. Актуализация знаний.
- Что называют природной зоной?
- Как меняется положение природных зон Южной Америки?
- Как называется изменение природных зон при движении с севера на юг?
Широтная зональность – это изменение природных зон при движении с
севера на юг.
Какой ученый обосновал широтную зональность? (В.В. Докучаев)
4. Анализ карты (природные зоны Ю.Америки стр. атласа 31)
- Дайте характеристику карты «Природные зоны Ю. Америки»
- Назовите природные зоны Южной Америки?
- Какие природные зоны занимают наибольшую площадь?
(сельва и саванны).
- Какие природные зоны занимают небольшие площади?
( пустыни и полупустыни). Почему?
Вывод: природные зоны меняются в зависимости от изменения сочетания
тепла и влаги.
Просмотр мультимедийной презентации «Природные зоны Южной Америки».
5. Экваториальный лес:
- Сравните площади экваториальных лесов Африки и Ю.Америки?
- Почему в Южной Америке экваториальные леса занимают большую
площадь?
- Видовой состав флоры и фауны Ю. Америки богаче или беднее?
Саванны:
- Чем отличается животный мир саван Ю.Америки от животного мира
Африки?
Степи:
- Почему в пампах очень мало животных?
Пустыни:
- Почему в Патагонии температура воздуха может опускаться до -33
градусов?
Сделайте вывод: от чего зависит образование природных зон?
(образование природных зон в первую очередь зависит от климата данной территории: если для территории характерны высокие температуры и большое количество осадков, как на экваторе, то это будет способствовать развитию богатой растительности, здесь будут формироваться плодородные почвы, развиваться растительность и богатый животный мир).
- Докажите, что все компоненты природной зоны связаны между собой.
6. Работа с учебником.
На материке большую площадь занимают области высотной поясности.
- Чем это объясняется? (на материке расположены самая протяженная
цепь гор – Анды).
- Что называют высотной поясностью?
- Кто обосновал высотную поясность? (А. Гумбольдт)
- Что можно сказать о высоте этих гор? (Анды относятся к высоким горам).
- Какая существует закономерность между высотой гор, их ГП, сменой
природных зон?
(чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем разнообразнее
природные зоны).
Анализ схемы.
1. У подножия гор располагаются влажные экваториальные леса;
2 . С поднятием вверх они сменяются листопадными или переменно
влажными лесами;
3. На высоте 2-3 км переходят в хвойные горные леса.
4. Далее начинаются альпийские луга, горная тундра
5. На высоте 4.500 м. зона оледенения.
- Что служит причиной изменения природных зон в горах? (климат-
изменение соотношения тепла и влаги).
Закрепление.
Используя карты атласа и текст параграфа, определите особенности каждой природной зоны. Результаты занесите в таблицу.
В таблице укажите характерное для Ю. Америки название природных зон.
1- группа - экваториальный лес
2 – группа – саванны
3 – группа – степи
4 – группа – пустыни и полупустыни
Природные условия и компоненты |
Экваториальный лес- сельва |
Саванны |
Степи -пампа |
Область пустынь и полупустынь на юге материка- Патагония. |
1. Географическое положение. |
Амазонская низменность |
Оринокская низменность, большая часть Гвианского и Бразильского плоскогорий |
К югу от саванн |
На юге материка в умеренном климате. |
2.Климат: Ср. tСянваря |
+24 |
+24 |
+24 |
+8 |
Ср.tСиюля |
+24 |
+24 |
+16 |
+0 |
Осадки мм. |
от 2000 до 3000 |
от 1000 до 2000 |
от 500 до 1000 |
Менее 100 |
3. Почвы. |
Красно-желтые ферралитные |
Красные ферраллит-ные |
Коричневые |
Бурые полупустынно-степные и пустынные |
3. Растения |
Сейба, пальмы, дынное дерево, гевея. |
Кебрачо, травы, пальмы, |
Травы,ковыли,дикое просо. |
Вельвичия. |
4. Животный мир |
Анаконда,тапиры, обезъяны, ленивцы,колибри. |
Олени,броненосцы,муравъеды,страус Нанду |
Пампасский олень, пампасская кошка, ламы |
Вискаша ,шиншилла. |
7. Рефлексия
Продолжите предложение:
1. Сегодня на уроке мы изучали тему …..
2. На уроке мне было … (интересно, неинтересно)
3. Мне понравилось …
4. У меня вызвало затруднение …
5. Сегодня на уроке я узнал (а) …
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.