ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок физики "Строение атома"

Цели и задачи урока:

образовательная – обобщить и систематизировать знания по физике и химии, сформировать понятия: изотопы, энергетические уровни электронов, сформировать более полное представление об атоме;

воспитательная – воспитать уважение учащихся к открытиям в области физики и химии, воспитать положительное отношение к одноклассникам независимо от успешного изучения предмета и умение вести уважительную дискуссию;

развивающая – сформировать потребность использования знаний, полученных на одном уроке при изучении другого предмета, заложить основы единого естественно-научного мировоззрения и критического отношения к наблюдаемым фактам и явлениям, умение работать в группе.

Оснащение: оборудование для демонстрации опыта по вращению магнитной стрелки, мультимедийный проектор для демонстрации опыта Резерфорда, таблица Д.И.Менделеева, таблица “Строение атома”.

Место урока в границах темы: тема “Периодический закон Д.И.Менделеева”. Строение атома является материальной основой периодичности свойств химических элементов. Для учащихся 9 класса этот материал знаком по курсу физики 8 класса по теме “Строение атома. Планетарная модель атома”. Таким образом, тип урока определяется как комбинированный – урок повторения по физике и урок сообщения нового материала по химии.

Образовательные цели урока:

закрепить и углубить имеющиеся знания по теме “Строение атома”;

ввести понятие “энергетические уровни”;

ввести понятие “изотопы”;

связать периодичность изменения химических свойств атомов с порядком заполнения энергетических уровней;

продемонстрировать связь наук.

Таблица 1.

Структура урока.

Этапы урока.

Содержание работы.

Вводный.

Организационный момент.

Установочный.

Модель атома Томсона
Опыт Резерфорда
Модель Резерфорда

Основной.

Проверка истинности модели Резерфорда.
Опыт по отклонению магнитной стрелки при прохождении электрического тока по проводнику.
Постулаты Бора.
Энергетические уровни электронов.
Изотопы.

Контролирующий.

Выполнение упражнений по заполнению энергетических уровней и расчету по составу ядра у изотопов.

Итоговый.

Работа в группах. Решение задач.
Рефлексия.

Таблица 2.

Педагогические задачи, решаемые на этапах урока.

Этапы.

Задачи, решаемые на этапах урока.

Вводный.

Снятие вопросов по домашнему заданию. Коррекция ЗУН.

Установочный.

Актуализация темы. Мотивация дальнейшей деятельности. Планирование дальнейшей работы.

Основной.

Создание условий эффективной и рациональной деятельности учащихся и учителей путем постановки проблемных вопросов.

Контролирующий.

Создание условий для индивидуальной работы. Выявление уровня учебных достижений. Коррекция ЗУН.

Итоговый.

Создание условий для рациональной деятельности для окончательной коррекции ЗУН. Рефлексия.

Все этапы.

Повышение интереса к физике и химии. Разрушение стереотипа о существовании четкого разграничения химии и физики.

Содержание и характер деятельности учителей и учащихся на этапах урока.

Сообщение учащихся:
– о модели Джозефа Джона Томсона – атом – “пудинг с изюмом”: внутри положительно заряженного шара равномерно распределены отрицательно заряженные электроны;
– опыт Резерфорда;
– планетарная модель атома Резерфорда.

Вопросы учащихся к выступающим.

Все сообщения подготовлены совместно с учителем физики и сознательно были поручены не самым успешным учащимся. Если ученики видят, что “слабые” учащиеся достойно представляют сложную тему и отвечают на вопросы, которые им задают, это создает ощущение доступности нового материала для изучения и понимания.

Создание проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов и демонстрации опытов:

Планетарная система и броуновское движение (демонстрация) – представить себе столкновение планетарных систем;

Если движение электрона происходит с ускорением, что произойдет в конце концов (возможно решение задачи о времени жизни атома до столкновения протона и электрона);

Опыт по отклонению магнитной стрелки (демонстрация) – если электрон при движении создает магнитное поле, следовательно он должен излучать.

Обсуждение проблемных ситуаций в группах и выдвижение гипотез приводит к выводу о несовершенстве планетарной модели, формулированию постулатов Бора, которые ученики записывают в тетрадь. Вводится понятие квантового числа и электронной оболочки.

Материал по строению электронных оболочек и энергетическим уровням объясняет учитель химии, начиная с проблемного вопроса: “Предположите как могут двигаться электроны в атоме гелия, лития и т.д.” На этом этапе урока возможно (если ученики изображают эллиптические орбиты электрона) вспомнить герб г.Дубны и сделать отступление от хода урока с целью воспитания гордости за свою страну на примере наукограда – Дубны. Т.к. наша гимназия расположена рядом с Дубнинской улицей, это отступление близко и понятно учащимся. Обсуждение заканчивается демонстрацией электронных s, p, d и f-орбиталей на таблицах и электронной презентации. Этот материал является вводным (пропедевтическим) для изучения образования связей в органических соединения (sp-гибридизация)

Далее рассматривается понятие устойчивого состояния атома и заполнение внешнего энергетического уровня и связь количества электронов на внешнем уровне и химических свойств элементов. Учащиеся опираются на знание свойств инертных газов, правило октав Ньюлендса и правило октета Льюиса. Еще раз обсуждаются постулаты Бора – с химической точки зрения. Эту часть урока можно провести в форме лекции (сообщения нового материала) или в форме диалога с учащимися, когда они отвечают на ряд вопросов учителя и самостоятельно приходят к пониманию устойчивого состояния атома.

Далее учитель физики рассматривает с учащимися понятие изотопов и состава ядра на примере атомов Ве и изотопов 234Th и 232Th. Учитель химии уточняет понятие относительной атомной массы с точки зрения строения атома, количества нейтронов и протонов. На заключительном этапе урока учащиеся самостоятельно записывают количество нейтронов, протонов, заряд ядра, число электронов и их распределение по энергетическим уровням.

Рефлексия. – “Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочка, крестик) рядом с тем высказыванием, которое соответствует вашему самоощущению на уроке”.

Вопросы: 1. Легко ли вспомнился материал, изученный в прошлом году на уроке физики? 2. Как вы оцениваете свои способности в решении проблемных ситуаций на уроке? 3. За что бы вы себя похвалили? 4. На что бы вы обратили внимание, если бы вам пришлось еще раз изучать эту тему по физике? 5.Что бы вы хотели изменить или добавить к ходу урока?

Самоанализ урока.

На наш взгляд, урок в целом отвечает современным требованиям. Цели урока соответствуют его типу и месту в теме, являются реально решаемыми.

При отборе учебного материала руководствовались учебными программами по физике за курс 8 класса и по химии за курс 9 класса. Использовался дополнительный материал учебных пособий и интернет-сайтов. Отобранное содержание соответствовало принципам научности, доступности и последовательности. Мы проверили знания учащихся за курс 8 -го класса по теме “Строение атома” и заложили основу для изучения тем “Радиоактивность”, “Квантовая механика” по физике и образование связей в углеводородах по химии. В процессе урока удалось актуализировать опорные знания учащихся и мотивировать их учебную деятельность, что является залогом дальнейших успехов.

В связи со сложностью темы “Строение атома” и важностью ее в формировании мировоззрения учащихся был выбран метод проблемных вопросов, что позволило учащимся лучше понять и освоить данный материал.

Выбранные средства обучения, в том числе технические, сделали урок наглядным.

Был осуществлен дифференцированный подход к обучающимся через разноуровневые задания.

Результат – освоение учащимися нового способа деятельности – достигнут, что, в свою очередь, несомненно привело к развитию личности каждого ученика.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru