Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: таблицы «Строение корня», «Передвижение веществ в растении», «Строение цветка», «Двойное оплодотворение растений»; комплекты карточек-заданий на 4 группы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока:
Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
Работа в группах.
Подведение итогов.
Ход урока
Класс по принципу жеребьевки делится на 4 команды. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первые два задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Третье задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой команды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. Четвертое задание – ряд вопросов, которые поочередно для каждой команды зачитывается учителем вслух. В случае затруднения балл за правильный ответ переходит команде, верно ответившей на него. При подсчете результатов выявляются команды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных команд.
Задание №1 «Анаграммы».
А) Переставьте буквы так, чтобы получились названия основных процессов жизнедеятельности растений.
О Т Р С
Е Х Д Ы Н А И
А И Е Р В Т И З
О Е Т И Ф Т З Н С О
О Е Д О В М Н Б О
И Ж Н Р З О Е Е Н М А
И Т И Е Н А П
(Ответы: рост, дыхание, развитие, фотосинтез, водообмен, размножение, питание).
Б) Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих различные виды вегетативного размножения растений.
Ч – Р – НК – МИ
– ИС – Ь – МИ
У – А – И
– ОР – Е – ИЩ – МИ
– УК – – ИЦ – МИ
О – В – Д – – МИ
П – – В – – К – Й
(Ответы: черенками, листьями, усами, корневищами, луковицами, отводками, прививкой).
Задание №2 «Кроссворд».
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекарственное растение, размножаемое методом культуры тканей.
Процесс, обеспечивающий растение энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.
Химический элемент, при недостатке которого тормозится рост растений и формируются мелкие листья.
Отечественный ботаник, открывший двойное оплодотворение у цветковых растений.
Размножение, осуществляющееся частями органов материнского растения.
Эволюционное приспособление растений к ритмам Земли.
Мужские гаметы семенных растений.
Русский ученый конца XIX – начала XX в., утверждавший, что фотосинтез выполняет космическую функцию.
Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа.
Вещества, которые необходимо вносить в почву для предотвращения ее истощения и увеличения урожая.
Прививка глазком.
Специализированный орган минерального питания растений.
Испарение воды растениями.
Органоиды клетки, в которых протекает фотосинтез.
Увеличение размеров и массы растения.
Водные травы, полностью погруженные в воду, почти не имеющие механических тканей, содержащие много межклетников, заполненных воздухом.
Способ вегетативного размножения сенполии, бегонии, глоксинии.
(Ответы: 1 – женьшень, 2 – дыхание, 3 – азот, 4 – Навашин, 5 – вегетативное, 6 – периодичность, 7 – спермии, 8 – Тимирязев, 9 – фотосинтез, 10 – удобрения, 11 – окулировка, 12 – корень, 13 – транспирация, 14 – хлоропласты, 15 – рост, 16 – гидатофиты, 17 – листьями).
Задание №3 «Почемучка».
У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?
На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля и почему?
При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.
Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?
(Ответы:
У растений, выращенных в питательном растворе, потребность в корневых волосках с их поглотительными клетками значительно уменьшается вследствие достаточного количества воды.
Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.
В результате процесса дыхания, происходящего в клубнях картофеля, запас питательных веществ и влаги постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.
Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное, открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет).
Задание №4 «Гонка за лидером».
Сочные ксерофиты (алоэ, толстянки, кактусы).
Источник энергии для растений.
Органические вещества почвы.
Преобразование организма от зарождения до конца его жизни.
Газ, задерживающий губительные ультрафиолетовые лучи.
Сила, с помощью которой вода поступает из окружающей среды в клеточные растворы.
Растения, на которые прививают.
Качественное изменение в строении и жизнедеятельности живого организма.
Факторы неживой природы.
Где у цветковых растений происходит двойное оплодотворение?
Какой важнейший элемент питания содержат селитра и мочевина?
Организмы, способные создавать органические вещества.
Процесс слияния гамет.
Зеленый пигмент, участвующий в фотосинтезе.
Особые мелкие клетки, осуществляющие бесполое размножение.
Оплодотворенная яйцеклетка.
Неблагоприятные периоды растения переживают в состоянии…
Растения, частично погруженные в воду, обитающие по берегам водоемов, на сырых лугах.
Газ, содержание которого в атмосфере составляет 0,03%, исходное вещество при фотосинтезе.
Вытянутое образование, в котором спермии передвигаются по пестику.
(Ответы: 1 – суккуленты, 2 – свет, 3 – гумус, 4 – индивидуальное развитие, 5 – озон, 6 – осмотическое давление, 7 – подвой. 8 – развитие, 9 – абиотические, 10 – в зародышевом мешке, 11 – азот, 12 – автотрофы, 13 – оплодотворение, 14 – хлорофилл, 15 – споры, 16 – зигота, 17 – покоя, 18 – гидрофиты, 19 – углекислый газ, 20 – пыльцевая трубка).