ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок биологии "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.

Оборудование: таблицы «Строение корня», «Передвижение веществ в растении», «Строение цветка», «Двойное оплодотворение растений»; комплекты карточек-заданий на 4 группы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План урока:

Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.

Работа в группах.

Подведение итогов.

Ход урока

Класс по принципу жеребьевки делится на 4 команды. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первые два задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Третье задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой команды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. Четвертое задание – ряд вопросов, которые поочередно для каждой команды зачитывается учителем вслух. В случае затруднения балл за правильный ответ переходит команде, верно ответившей на него. При подсчете результатов выявляются команды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных команд.

Задание №1 «Анаграммы».

А) Переставьте буквы так, чтобы получились названия основных процессов жизнедеятельности растений.

О Т Р С

Е Х Д Ы Н А И

А И Е Р В Т И З

О Е Т И Ф Т З Н С О

О Е Д О В М Н Б О

И Ж Н Р З О Е Е Н М А

И Т И Е Н А П

(Ответы: рост, дыхание, развитие, фотосинтез, водообмен, размножение, питание).

Б) Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих различные виды вегетативного размножения растений.

Ч – Р – НК – МИ

– ИС – Ь – МИ

У – А – И

– ОР – Е – ИЩ – МИ

– УК – – ИЦ – МИ

О – В – Д – – МИ

П – – В – – К – Й

(Ответы: черенками, листьями, усами, корневищами, луковицами, отводками, прививкой).

Задание №2 «Кроссворд».

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекарственное растение, размножаемое методом культуры тканей.

Процесс, обеспечивающий растение энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.

Химический элемент, при недостатке которого тормозится рост растений и формируются мелкие листья.

Отечественный ботаник, открывший двойное оплодотворение у цветковых растений.

Размножение, осуществляющееся частями органов материнского растения.

Эволюционное приспособление растений к ритмам Земли.

Мужские гаметы семенных растений.

Русский ученый конца XIX – начала XX в., утверждавший, что фотосинтез выполняет космическую функцию.

Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа.

Вещества, которые необходимо вносить в почву для предотвращения ее истощения и увеличения урожая.

Прививка глазком.

Специализированный орган минерального питания растений.

Испарение воды растениями.

Органоиды клетки, в которых протекает фотосинтез.

Увеличение размеров и массы растения.

Водные травы, полностью погруженные в воду, почти не имеющие механических тканей, содержащие много межклетников, заполненных воздухом.

Способ вегетативного размножения сенполии, бегонии, глоксинии.

(Ответы: 1 – женьшень, 2 – дыхание, 3 – азот, 4 – Навашин, 5 – вегетативное, 6 – периодичность, 7 – спермии, 8 – Тимирязев, 9 – фотосинтез, 10 – удобрения, 11 – окулировка, 12 – корень, 13 – транспирация, 14 – хлоропласты, 15 – рост, 16 – гидатофиты, 17 – листьями).

Задание №3 «Почемучка».

У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?

На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля и почему?

При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.

Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

(Ответы:

У растений, выращенных в питательном растворе, потребность в корневых волосках с их поглотительными клетками значительно уменьшается вследствие достаточного количества воды.

Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.

В результате процесса дыхания, происходящего в клубнях картофеля, запас питательных веществ и влаги постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.

Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное, открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет).

Задание №4 «Гонка за лидером».

Сочные ксерофиты (алоэ, толстянки, кактусы).

Источник энергии для растений.

Органические вещества почвы.

Преобразование организма от зарождения до конца его жизни.

Газ, задерживающий губительные ультрафиолетовые лучи.

Сила, с помощью которой вода поступает из окружающей среды в клеточные растворы.

Растения, на которые прививают.

Качественное изменение в строении и жизнедеятельности живого организма.

Факторы неживой природы.

Где у цветковых растений происходит двойное оплодотворение?

Какой важнейший элемент питания содержат селитра и мочевина?

Организмы, способные создавать органические вещества.

Процесс слияния гамет.

Зеленый пигмент, участвующий в фотосинтезе.

Особые мелкие клетки, осуществляющие бесполое размножение.

Оплодотворенная яйцеклетка.

Неблагоприятные периоды растения переживают в состоянии…

Растения, частично погруженные в воду, обитающие по берегам водоемов, на сырых лугах.

Газ, содержание которого в атмосфере составляет 0,03%, исходное вещество при фотосинтезе.

Вытянутое образование, в котором спермии передвигаются по пестику.

(Ответы: 1 – суккуленты, 2 – свет, 3 – гумус, 4 – индивидуальное развитие, 5 – озон, 6 – осмотическое давление, 7 – подвой. 8 – развитие, 9 – абиотические, 10 – в зародышевом мешке, 11 – азот, 12 – автотрофы, 13 – оплодотворение, 14 – хлорофилл, 15 – споры, 16 – зигота, 17 – покоя, 18 – гидрофиты, 19 – углекислый газ, 20 – пыльцевая трубка).

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru