ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок биологии в 6 классе "Видоизменения побегов"

Цель урока: познакомить учащихся с видоизменениями побегов, раскрыть их значение в жизни растений и  человека.

Задачи:

изучить строение и функции видоизменённых побегов  растений (корневище, клубень, луковица, кочан);

формировать умения определять органы растений;

развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений.

Оборудование: таблицы «Видоизменённые побеги», гербарий (пырея, ландыша, купены, майника, мать-и-мачехи),  пророщенные и непророщенные клубни картофеля и луковицы лука, кочан капусты, лупы.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

– О! Вещь! – радостно воскликнул древний человек, впервые встретив растение, пригодное для первобытного салата. Последовавшая затем проба «на зуб» лишь подтвердила благоприятное зрительное впечатление от сочной находки. Возможно,  так возникло привычное теперь слово «овощ». 
– Ребята, какие овощи употребляет в пищу современный человек? (Учащиеся перечисляют овощи: картофель, капуста, морковь, свёкла и т.д.). 
–Некоторые овощи мы потребляем полностью, у некоторых только часть растения. Вспомните, ребята строение цветкового растения. (По таблице учащийся показывает  органы растения: корень, стебель, лист, цветок, плод).
– А как называется стебель с листьями или почками на нём?  (Побег)
Какие же органы овощных растений мы едим?  (Ребята отвечают: плоды, семена, корни и т.д.).
– Например, помидоры, огурцы – это плоды растений, в них находятся семена. Вот, посмотрите,  на срезе хорошо видны семена. А вот у моркови и свёклы мы едим видоизменённые корни, которые называются корнеплоды.  Сегодня у нас на столах хорошо знакомые нам овощи.  Давайте мы  попробуем определить,  какими органами растений они являются. 

II. Стадия содержания

Лабораторная работа «Изучение видоизменённых побегов»

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооружённым взглядом и под лупой. Найдите чешуи и почки. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки. Сравните гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, майника и других растений. Что у них общего?  Как называются корни?
2.  Найдите основание и верхушку на клубне картофеля. Рассмотрите глазки, пользуясь  лупой.  Каково их расположение на клубне? Посмотрите,  что образуется из глазков на пророщенном картофеле. Каково значение глазков? Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. Что у них общего? Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.
3. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют чешуи? На разрезанной вдоль луковице найдите донце, верхушечную и пазушную почку, придаточные корни. Как изменилась верхушечная почка на срезе проросшей луковицы?
4. Посмотрите на внешний вид кочана капусты. Найдите стебель и листья. Рассмотрите разрезанный вдоль кочан капусты. Найдите верхушку стебля, сочные листья. Рассмотрите между листьями почки.

– Сделайте вывод: какую часть растения представляют корневище, клубень,  луковица и кочан. (Это видоизменённые побеги, так как у них имеются почки, из которых растут новые побеги).
– Итак, ребята мы выяснили, что это всё видоизменённые побеги.
Для чего же так изменили свой вид побеги этих растений? (Побеги выполняют функции хранилища запасных питательных веществ).
– Посмотрите, какие растения имеют клубни, кроме картофеля. Это топинамбур (земляная груша)
Луковицы образуют лук и чеснок, а также многолетние декоративные растения  –  тюльпан, лилия, нарцисс, крокус.
А вот овощей имеющих съедобные корневища немного. Это, например, корневища хрена и дикорастущие съедобные растения – борщевик и  стрелолист.

III. Рефлексия

Составление резюме:

Я понял, что…
Оказывается…
Меня удивило то, что…
Мне понравилось то, что…

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru