ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок биологии в 6 классе "Путешествие внутри растения"

Цели и задачи:

Образовательные: способствовать закреплению знаний учащихся о строении, составе, функциях органов растений и целостности растительного организма.

Развивающие: способствовать развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы тестов, включенных в ЕГЭ.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью.

Тип урока: контроль знаний.

Вид урока: ролевая игра.

Методы обучения: игровые, развивающие.

Оборудование: компьютер для компьютерного тестирования, презентация к уроку, таблица «Взаимосвязи в растительном организме», комнатные растения, гербарные экземпляры, раздаточные карточки учета знаний «Судовые журналы».

Построен урок в виде игры – «плавание» внутри растения: по пути следования воды и растворенных в ней веществ.  На причалах, названия которых совпадают с органами и составными частями растения, выполнятся задания и заполняются судовые журналы, которые находятся у каждого ученика на столе. Некоторым необходим будет «ГЛОТОК КИСЛОРОДА» – тест на компьютере, который не только проверяет правильность ответа, но и дает возможность исправить ошибку.

Учащиеся в ходе урока по желанию подходят к компьютеру и выполняют тесты.

Каждый «причал» сопровождает слайд с заданием и вопросами, соответствующими различным органам растений.

В конце урока озвучивается вывод: Каждый из органов важен, так как растение – целостный организм.

Оценки за работы по «Судовым журналам» – результаты на следующем уроке.

Домашнее задание: Написать эссе о любом органе растения.

ХОД УРОКА

– Уважаемые ребята! Мы с вами заканчиваем изучать строение цветкового растения. Прослушайте сказку «Кто важнее?»

У органов растений идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, листовая пластина монстеры достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю» «А мы, – говорят корни – даже у маленьких растений бываем очень большими. Например, у свеклы, где тебя, стебель, и не видно, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я…» Словом, стал утверждать свое превосходство.

– А вы, ребята, как считаете – кто их них для растения самый главный и почему? (Ответы учащихся)

– Чтобы полнее ответить на данный вопрос, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для начала представьте, что мы с вами – мельчайшие капельки воды, находящиеся в почве. Что с нами может произойти? Можем испариться или  проникнуть в растение.
Так вот и мы с вами совершим плавание внутри растения. На пути мы будем останавливаться на причалах, названия которых совпадают с органами и составными частями растения.  На причалах мы  будем выполнять задания и заполнять судовые журналы, которые находятся у каждого из вас на столах. Некоторым из вас необходим будет «ГЛОТОК КИСЛОРОДА» – тест на компьютере, который не только проверяет правильность ответа, но и дает возможность исправить ошибку. Учащиеся в ходе урока по желанию подходят к компьютеру и выполняют тесты.

– Прежде чем отправимся, мы должны вспомнить строение основной структурной и функциональной единицы растения, которой является клетка.

1 причал «КЛЕТКА»

Задание 1. Обозначить органоиды клеток

– Определить, к каким органам растения они могут принадлежать. Одна из клеток – корневой волосок, функция которого – всасывание воды из почвы.

2 причал «КОРЕНЬ»

Задание 2. Определите зоны корня

– Под воздействием чего вода поступает в корень, и передвигается дальше по стеблю? Под действием корневого давления и испарения воды листьями.

– Какое значение имеет вода для растения? Растворяет минеральные и некоторые органические вещества, переносит их по растению.

– Назовите минеральные вещества и их значение. Азот – влияет на зеленую массу, фосфор на формирование цветков и образование плодов, калий – на подземные образования растений.

– Можно ли удобрения вносить без меры?

– Куда из корня передвигается вода? В стебель и далее ко всем органам.

3 причал «СТЕБЕЛЬ»

Задание 3. Обозначить слои стебля.

– Какую функцию выполняет камбий? Деление клеток.

– Какую функцию выполняют сосуды? Движение воды от корня.

– Какую функцию выполняют ситовидные трубки? Движение воды от листьев ко всем органам

– Для чего весной некоторые люди делают надрезы на коре дерева и почему этого делать нельзя?

– Из стебля вода попадает… к листьям, цветкам и плодам

4 причал «ЛИСТ»

Задание 4. Решите кроссворд «Лист и его строение»

ФИЗМИНУТКА – изобразить процессы, протекающие в растениях: передвижение воды, испарение и др.

– Какие процессы характерны для листьев? Фотосинтез, дыхание, испарение.

Задание 5. Выбрать утверждения, относящиеся к дыханию или фотосинтезу

– Куда поступают органические вещества? По ситовидным трубкам ко всем органам растений

– Где запасаются органические вещества? В сердцевине, клубнях, семенах, плодах, корнеплодах.

– Как доказать, что в клубнях присутствуют органические вещества? Под воздействием йода крахмал синеет

5 причал  «ЦВЕТОК»

Задание 6. Обозначить части цветка.

– Перечислите процессы, протекающие в цветке. Опыление, оплодотворение, образование семян и плодов.

– Какое значение имеют цветки в жизни растений?

6 причал «СЕМЯ»

Задание 7. Обозначить части семени.

– Назовите вещества, входящие в состав семян. Минеральные: вода, соли; органические: крахмал, сахар, клейковина, жиры.

– Какое значение имеют семена в жизни растений? Семя – орган семенного размножения, имеет запас питательных веществ, способно переносить неблагоприятные условия и распространяться в пространстве.

7 причал «ПОЧКА»

Задание 8. Обозначить название почек, изображенных на рисунках

– Какое значение имеют почки?

– Строение почки

8 причал «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Ход урока: Мы с вами вернулись домой. Попробуем ответить на вопрос о том, который из органов растений важнее?

Каждый из органов важен, так как растение – целостный организм.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru