Rapidstresser the bestIP booter / Stresser of 2021
Цель урока: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представления о результатах эволюции, сформулировать закономерности эволюционного процесса, правила эволюции.
Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта самостоятельной деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Методы: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов, проблемные.
Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.
Межпредметные связи: биология, экология, география.
Учебно-методическое обеспечение:
учебник "Общая биология, 11 кл." Захаров В. Б.
презентация по теме: "Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции"
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы урока, выявление связи с ранее изученными темами, обоснование проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания
1. Повторение основных понятий темы:
1.1. Найдите соответствие.
Термин |
Латинское название |
Содержание |
Ароморфоз |
А. "Прилаживание", "приноравливание" |
Б. Упрощение общей организации организма |
Дегенерация |
В. "Вырождаться" |
Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания |
Идиоадаптация |
Д. "Поднимаю" + "форма" |
Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации |
Ответы: 1-Д-Г; 2-В-Б; 3-А-Е
1.2. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации?
Ячеистые легкие у рептилий
Первичная кора головного мозга у рептилий
Голый хвост у бобра
Отсутствие конечностей у змей
Отсутствие корней у повилики
Молочные железы у млекопитающих
Образование ласт у моржей
Отсутствие кровеносной системы у цепней
1.3. Решить биологическую задачу.
"Поставлен эксперимент: в два аквариума были помещены головастики лягушек одного возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом.
Результаты:
а) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились;
б) во втором аквариуме появились лягушата.
Укажите причины различий полученных результатов.
III. Изучение нового материала
1. Закономерности эволюции.
Задание учащимся: работая с учебником, найдите ответы на поставленные вопросы:
1.1. Дивергенция (обсуждение вопросов с помощью слайдов)
- что такое дивергенция?
- каков механизм дивергенции?
- результат дивергенции?
1.2. Конвергенция (обсуждение вопросов с помощью слайдов)
- что такое конвергенция?
- каков механизм конвергенции?
- результат конвергенции?
1.3. Параллелизм (обсуждение вопросов с помощью слайдов)
- что такое параллелизм?
- каков механизм параллелизма?
- результат параллелизма?
2. Правила эволюции.
Задание учащимся: работая с учебником, сформулируйте правила эволюции.
2.1. Правило необратимости эволюции.
Бельгийский палеонтолог Л. Долло: "Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены"
Вопрос классу: Какие доказательства необратимости эволюции можно привести? (Возможные ответы: рептилии не дают вновь начало амфибиям, наземные позвоночные - ихтиозавры и киты, вернувшись в воду не превратились в рыб)
2.2. Правило чередования необратимых эволюций.
Вопросы классу:
2.2.1. Что определяют ароморфозы в эволюции? (высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания)
2.2.2. Что определяют идиоадаптации или дегенерации? (обеспечивают организмам обживание новой среды обитания)
IV. Закрепление изученного материала
Ответить на вопросы:
Что такое дивергенция?
Результаты дивергенции?
Что такое гомологичные органы?
Что такое конвергенция?
Результаты конвергенции?
Что такое аналогичные органы?
Рассмотрите рисунки. Определите, какие из органов являются примерами гомологии, а какие аналогии? Укажите номера: А - аналогичных органов; Г- гомологичных органов.
Выводы
Задание классу: сформулировать выводы по теме, взяв за основу опорные точки.
V. Домашнее задание