ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок биологии в 11 классе "Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции"

Цель урока: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представления о результатах эволюции, сформулировать закономерности эволюционного процесса, правила эволюции.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта самостоятельной деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Методы: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов, проблемные.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Учебно-методическое обеспечение:

учебник "Общая биология, 11 кл." Захаров В. Б.

презентация по теме: "Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции"

Ход урока

I. Организационный момент

Объявление темы урока, выявление связи с ранее изученными темами, обоснование проверки домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания

1. Повторение основных понятий темы:

1.1. Найдите соответствие.

Термин

Латинское название

Содержание

Ароморфоз

А. "Прилаживание", "приноравливание"

Б. Упрощение общей организации организма

Дегенерация

В. "Вырождаться"

Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания

Идиоадаптация

Д. "Поднимаю" + "форма"

Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации

Ответы: 1-Д-Г; 2-В-Б; 3-А-Е

1.2. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации?

Ячеистые легкие у рептилий

Первичная кора головного мозга у рептилий

Голый хвост у бобра

Отсутствие конечностей у змей

Отсутствие корней у повилики

Молочные железы у млекопитающих

Образование ласт у моржей

Отсутствие кровеносной системы у цепней

1.3. Решить биологическую задачу.

"Поставлен эксперимент: в два аквариума были помещены головастики лягушек одного возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом.

Результаты:

а) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились;

б) во втором аквариуме появились лягушата.

Укажите причины различий полученных результатов.

III. Изучение нового материала

1. Закономерности эволюции.

Задание учащимся: работая с учебником, найдите ответы на поставленные вопросы:

1.1. Дивергенция (обсуждение вопросов с помощью слайдов)

- что такое дивергенция?

- каков механизм дивергенции?

- результат дивергенции?

1.2. Конвергенция (обсуждение вопросов с помощью слайдов)

- что такое конвергенция?

- каков механизм конвергенции?

- результат конвергенции?

1.3. Параллелизм (обсуждение вопросов с помощью слайдов)

- что такое параллелизм?

- каков механизм параллелизма?

- результат параллелизма?

2. Правила эволюции.

Задание учащимся: работая с учебником, сформулируйте правила эволюции.

2.1. Правило необратимости эволюции.

Бельгийский палеонтолог Л. Долло: "Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены"

Вопрос классу: Какие доказательства необратимости эволюции можно привести? (Возможные ответы: рептилии не дают вновь начало амфибиям, наземные позвоночные - ихтиозавры и киты, вернувшись в воду не превратились в рыб)

2.2. Правило чередования необратимых эволюций.

Вопросы классу:

2.2.1. Что определяют ароморфозы в эволюции? (высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания)

2.2.2. Что определяют идиоадаптации или дегенерации? (обеспечивают организмам обживание новой среды обитания)

IV. Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы:

Что такое дивергенция?

Результаты дивергенции?

Что такое гомологичные органы?

Что такое конвергенция?

Результаты конвергенции?

Что такое аналогичные органы?

Рассмотрите рисунки. Определите, какие из органов являются примерами гомологии, а какие аналогии? Укажите номера: А - аналогичных органов; Г- гомологичных органов.

Выводы

Задание классу: сформулировать выводы по теме, взяв за основу опорные точки.

V. Домашнее задание

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru