ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок биологии "Оплодотворение"

Тип урока: обобщения, систематизации и углубления знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания о процессе оплодотворения, как об одном из важнейших процессов в жизни живых организмов.

Задачи:

 

Показать всеобщий характер процесса оплодотворения и его биологическое значение; научить определять типы оплодотворения и сравнивать их между собой; развивать умения и навыки: работы с текстом; анализа видеофрагментов; формулировки выводов; установления причинно-следственных связей; работы в группах.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Патриотическое воспитание.

Развитие речи.

Средства обучения: Презентация, тексты.

Ход работы

Этап

Методы

Время

1.

Организационный. Готовность к уроку. Постановка задачи.

 

1 мин

2.

Мобилизующее начало урока.

По предложенной схеме угадать процесс. Что учащиеся знают о процессе?

Беседа

2 мин

3.

Актуализация знаний. Постановка целей.

Сообщ. учителя

1 мин

4.

Обобщение и углубление материала, основы которого изучались фрагментарно с 6 по 9 класс.

- определение понятий "оплодотворение", "зигота"

- выделить этапы процесса

беседа

3 мин

 

- типы оплодотворения и преимущества внутреннего

Беседа, видеопоказ

7 мин

 

- ЭКО

Работа с текстом

7 мин

 

- двойное оплодотворение

анимация

5 мин

 

- выводы о биологическом значении оплодотворения

Эврист. беседа

3 мин

 

- факторы, влияющие на оплодотворение у человека

Беседа по слайду

10 мин

5.

Выводы.

Зачем изучать процесс оплодотворения?

Итоговая беседа

2 мин

6.

Подведение итогов.

Чему научились? Что узнали?

 

2 мин

7

Домашнее задание.

 

1 мин

1. Организационный.

Наш урок будет посвящен одному очень важному процессу, с которым вы знакомились и при изучении ботаники, и при изучении зоологии, и при изучении физиологии человека. И теперь, когда вы изучаете общую биологию мы обобщим и дополним те знания, которые у вас, я уверена, есть.

2. Мобилизующее начало урока.

Посмотрите на схему этого процесса. Догадались? (Оплодотворение)

Прежде всего, давайте вспомним - что мы уже знаем об этом процессе? Зачем изучать этот процесс? Какое значение он имеет в жизни живых организмов?  (Оплодотворение - это слияние половых клеток. С него начинается новая жизнь)

Верно, это важное биологическое значение, но не единственное!!!! А в жизни современного общества этот процесс имеет значение? (импровизация)

Нам еще предстоит сегодня это выяснить.

3. Постановка целей.

Итак, на сегодняшнем уроке мы обобщим и систематизируем знания о процессе оплодотворения, сформулируем выводы о биологическом значении оплодотворения, обсудим проблемы современного общества, связанные с этим процессом.

4. Обобщение и углубление материала.

Посмотрите на схему, почему художник поместил на рисунке три разных изображения? (этапы)

Какие этапы можно выделить в ходе процесса? (встреча, проникновение, слияние ядер)

Какая клетка образуется в результате оплодотворения? (зигота)

Верно. Термин зигота (zygotos) в переводе с греческого означает "соединенный вместе".

Какой набор хромосом в зиготе? (диплоидный, такой набор хромосом получается в результате слияния гаплоидных клеток - яйцеклетки и сперматозоида)

Итак, давайте вспомним - какие типы оплодотворения различают по месту.

(внешнее и внутреннее)

Давайте посмотрим видеофрагмент, который несет информацию о внешнем оплодотворении. Обратите внимание при просмотре - в какой среде происходит оплодотворение, сколько половых клеток образуется у организмов, какие факторы могут повлиять на процесс оплодотворения?

(происходит в воде, гамет образуется много, так большие потери из-за влияния условий среды)

У каких хордовых животных встречается такой тип оплодотворения? (рыбы, земноводные)

Посмотрим второй фрагмент и по ходу просмотра обращаем внимание на те же факты.

(происходит в теле самки, яйцеклеток мало, а сперматозоидов много, так как гаметы защищены, но сперматозоиды все же подвержены влиянию чужеродной среды)

В чем вы видите преимущества внутреннего оплодотворения?

(не надо производить большого числа яйцеклеток, так как выше вероятность оплодотворения; гаметы и зигота защищены материнским организмом)

В конце 20 века ученые разработали ещё один тип оплодотворения у животных и человека. Давайте ознакомимся с текстом и ответим на предложенные вопросы.

(участвуют две клетки - яйцеклетка и сперматозоид, оплодотворение проходит в пробирке, зародыш развивается в матке, этот метод помогает преодолеть разные формы бесплодия)

И, наконец, давайте вспомним - как осуществляется оплодотворение у цветковых растений. Мы изучали это в 6 классе, сейчас посмотрим анимацию, а Вы потом ответите на вопросы:

Где происходит оплодотворение?

Сколько клеток и какие участвуют в оплодотворении?

Почему этот процесс называется двойное оплодотворение?

Что образуется в результате двойного оплодотворения?

Оплодотворение происходит в завязи пестика, в нем участвуют два спермия, одна яйцеклетка и одна центральная клетка зародышевого мешка; двойным его называют потому, что два спермия оплодотворяют две разные клетки; в результате образуются зародыш и эндосперм.

Итак, столько разных типов оплодотворения! Что же общего?

(слияние гамет, образование зиготы)

Давайте сформулируем биологическое значение оплодотворения. Начнем со слов. Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что при слиянии мужских и женских половых клеток в зиготе восстанавливается полный диплоидный набор хромосом. Новый организм, развивающийся из зиготы может сочетать в себе признаки обоих родителей в самых разных комбинациях. В результате этого происходит увеличение наследственного разнообразия организмов.

Ну а теперь давайте подумаем какие факторы могут повлиять на процесс оплодотворения у человека?

(импровизация)

Все ли назвали, все ли учли?

Алкоголь, никотин, наркотики (сперматозоиды теряют подвижность, а яйцеклетки погибают - разрушается ядро, утончается защитная оболочка). Антибиотики (убивают полезную микрофлору, снижая иммунитет).

Рентгеновское, радиоактивное излучение (вызывает нарушения во время слияния ядер или вызывает мутации в самих клетках).

Инфекционные заболевания. Воспалительные процессы. (Изменяют внутреннюю среду в организме женщины, тем самым снижая жизнеспособность гамет, влияют на созревание гамет как у мужчин, так и у женщин).

Неправильный образ жизни, в том числе ранние половые связи. (Нам иногда кажется, что у нас до создания семьи еще полно времени. Я сейчас могу себе позволить покурить, погулять, посидеть у компьютера вместо прогулки на свежем воздухе и т.д., а потом буду вести правильный образ жизни и дети у меня родятся здоровыми. Но это не так. В процессе полового созревания организм очень восприимчив к влиянию окружающей среды. Будущие гаметы очень уязвимы. Считается, что сперматоциты в несколько раз слабее, чем зрелые сперматозоиды и убить их намного легче. Что касается организма девушки, то не зря у многих народов с древних времен и до недавнего времени существовал запрет на добрачные половые связи. Это объяснимо с научной точки зрения - внутренние половые органы девушки содержат специфическую микрофлору, которая развиваясь там до примерно 18 летнего возраста обеспечивает иммунитет к разного рода инфекционным заболеваниям будущей матери и ее будущего ребенка. Нарушая процесс естественного развития этой микрофлоры и такого естественного иммунитета, девушка подвергает опасности и себя и свое потомство)

Избыточный или недостаточный вес (Для нормального развития и полового созревания организму требуется сбалансированный обмен белков, жиров, углеводов. Злейшим врагом обмена веществ являются неоправданные несбалансированные диеты без наблюдения врача. Чтобы выжить организм начинает отбирать питательные вещества у репродуктивной системы - развитие половых клеток нарушается, их жизнеспособность резко падает. Но и другая крайность - ожирение тоже отрицательно сказывается на созревании половых клеток и способности их к оплодотворению).

Гормональные нарушения (прием гормональных препаратов, недостаток жиров приводят к дисбалансу половых гормонов)

Аномалии внутренних органов (ношение тесной одежды приводит к деформации развивающихся органов малого таза как у девочек, девушек, так и мальчиков, юношей).

Хирургические операции, особенно на органах малого таза (приводят к спайкам - непроходимость маточных труб - встреча сперматозоида и яйцеклетки невозможна).

Стрессы.

Наследственные заболевания.

5. Выводы.

Итак, вспомните, в начале урока я вас спросила: зачем изучать процесс оплодотворения? Как бы вы теперь ответили на этот вопрос? (надо знать как он протекает, чтобы избежать нарушений)

Если мы будем знать и понимать механизм оплодотворения и условия его протекания, что мы сможем обеспечить?  (нормальное, естественное протекание процесса)

Что в результате мы получим? (повышение рождаемости, получение с/х продукции, сохранение биоразнообразия).

6. Итоги урока.

Давайте подведем итоги урока.

Вы вспомнили то, что узнали ранее об оплодотворении?

Что нового вы узнали?

Имеется ли связь между образом жизни человека и возможностью иметь здоровых детей?

Если вы заинтересовались данной темой и хотите еще больше узнать, вы можете обратиться к фильмам ВВС "Тело человека" и "Сверх человек"

7. Домашнее задание.

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru