ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок-состязание по биологии в 6 классе "Многообразие видов цветковых растений и охрана редких видов"

 

0-6Оргмомент. Обобщение знаний учащихся

Основа природы, жизни на Земле – растения. В настоящее время их существует более 500 тыс. видов, из них 200 тыс. – цветковые растения.
Сегодня мы обобщим знания о многообразии цветковых растений, характерных признаках разных семейств, необходимости охраны растений.


Запишите в тетрадях тему урока: «Многообразие видов цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений».
Сегодня у нас необычный урок – урок-состязание, который будет состоять из нескольких игр и конкурсов. В них принимут участие пять команд. Каждая команда представляет какое-нибудь семейство растений.

1-й конкурс. Представление команд


Команда «Семейство Крестоцветные»

К семейству Крестоцветные относится около 3 тыс. видов растений. В основном это травянистые растения.
Формула цветка: Ч4Л4Т2+4П1. Плод – стручок или стручочек.
Представители – капуста, редис, репа, сурепка, пастушья сумка, желтушник, дикая редька.

Команда «Семейство Розовоцветные»

К семейству Розовоцветные относится около 2 тыс. видов растений. Жизненные формы – деревья, кустарники, травы.
Формула цветка:  или . Плод – яблоко, костянка, сборная семянка.
Представители — яблоня, груша, рябина, вишня, слива, роза, шиповник, земляника, лапчатка.

Команда «Семейство Пасленовые»

К семейству Пасленовые относится около 2 тыс. видов растений. В основном это травянистые растения.
Формула цветка: Ч(5)Л(5)Т5П1. Плод – ягода или коробочка.
Представители – картофель, томат, табак, белена, дурман, перец.

Команда «Семейство Лилейные»

К семейству Лилейные относится около 1 тыс. видов растений. Это травянистые растения.
Формула цветка: О3+3Т3+3П1. Плод – ягода или коробочка.
Представители – лук, чеснок, тюльпан, гиацинт, ландыш.

Команда «Семейство Злаки»

К семейству Злаки относится около 6 тыс. видов растений. Это травянистые растения.
Формула цветка – О(2)+2Т3П1. Соцветие – сложный колос, метелка, початок. Плод – зерновка.
Представители – пшеница, рожь, ячмень, просо, кукуруза, пырей, тимофеевка, мятлик, бамбук.

2-й конкурс. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные?»

На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:

1 – сетчатое;
2 – мочковатая;
3 – Крестоцветные, Розовоцветные, Пасленовые;
4 – одна семядоля;
5 – Злаковые, Лилейные;
6 – две семядоли;
7 – параллельное или дуговое;
8 – стержневая.

У учеников наборы карточек с цифрами от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения дети находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных – ... . У двудольных зародыш семени имеет ..., а у однодольных – ... . У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных – …»
Из известных вам семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных – ... .

(По порядку перечисления терминов в тексте: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5.)

Конкурс завершается заполнением на доске таблицы.

Однодольные растения

Двудольные растения

1 семядоля в семени

2 семядоли в семени

Мочковатая корневая система

Стержневая корневая система

Дуговое или параллельное жилкование листьев

Сетчатое жилкование листьев

3-й конкурс. «Найди ошибку»

Каждая команда получает карточку с описанием систематического положения вида растения, однако описания содержат ошибки. Задача: найти и исправить эти ошибки.

1. Дикая редька.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные).
Класс Двудольные.
Семейство Пасленовые (правильно – Крестоцветные). 
Род Редька.
Вид Редька дикая.

2. Яблоня.
Царство Растения.
Отдел Покрытосеменные.
Класс Однодольные (правильно – Двудольные).
Семейство Крестоцветные (правильно – Розоцветные).
Род Яблоня. 
Вид Яблоня домашняя.

3. Паслен.
Царство Растения. 
Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные).
Класс Двудольные. 
Семейство Розоцветные (правильно – Пасленовые).
Род Паслен.
Вид Паслен черный.

4. Озимая пшеница. 
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные).
Класс Однодольные.
Семейство Лилейные ().
Род Пшеница.
Вид Пшеница озимая.

5. Тигровая лилия.
Царство Растения.
Отдел Покрытосеменные.
Класс Двудольные (правильно – Однодольные).
Семейство Злаки (правильно – Лилейные).
Род Лилия. 
Вид Лилия тигровая.

4-й конкурс. «Шестой – лишний»

Каждая команда получает по 6 гербарных листов, на пяти из которых – растения одного семейства, а на одном – другого. Ученики сравнивают растения и выделяют среди них «лишнее».

5-й конкурс. Графический диктант «Узнай семейство»

У команд имеются специальные заготовки – листки с начерченной прямой линией длиной в 24 клеточки и таблицей, в которой каждому из пяти изученных семейств соответствует определенный графический символ (например: розоцветные – звездочка, крестоцветные – косой крестик и т.д.)
Учитель зачитывает список из 24 видов растений, относящихся к этим семействам, а учащиеся должны вспомнить их систематическую принадлежность и в каждой клеточке на линии по порядку проставить соответствующий символ.

Список растений:

роза коричная (Розоцветные);

томат (Пасленовые);

белена черная (Пасленовые);

пшеница озимая (Злаки);

пырей ползучий (Злаки);

дурман вонючий (Пасленовые);

табак душистый (Пасленовые);

сурепка обыкновенная (Крестоцветные);

редька дикая (Крестоцветные);

лилия кудреватая (Линейные);

тюльпан (Лилейные);

шиповник коричный (Розоцветные);

вишня домашняя (Розоцветные);

лук яровой (Лилейные);

чеснок озимый (Лилейные);

пастушья сумка (Крестоцветные);

гулявник лекарственный (Крестоцветные);

кукуруза (Злаки);

ячмень яровой (Злаки);

малина обыкновенная (Розоцветные);

слива колючая (Розоцветные);

картофель (Пасленовые);

перец (Пасленовые);

абрикос (Розоцветные).

6-й конкурс. «Во саду ли, в огороде...»

Дети отгадывают загадки.

1. За красным цветком потянулся – и ой!
С колючкой рукою столкнулся,
Кто же был виновник?
Обманчив красный ...

(Шиповник.)

2. Помидору – брат, 
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан.)

3. Одежкой сер, да телом бел.

(Рис.)

4. Вот так диковинка:
На ветке – морковинка!
Висит, краснеется –
На солнце греется.

(Перец красный.)

5. Хоть прячется Алена 
За веточкой зеленой, 
Но красная щека 
Видна издалека.

(Яблоко.)

6. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.
А сукно — золотистое, 
Тонкое и чистое.

(Персик.)

7. Ягода – красна
Ягода – вкусна,
Режь да соли!
Ешь да хвали!

(Томат.)

8. На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром.

(Капуста кольраби.)

9. Цветок – напрасный,
Плод – опасный, 
А поле все засажено.

(Картофель.)

10. Желтая курица под плетнем дуется.

(Тыква.)

7-й конкурс. «Ай, болит!»

Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он болен: его мучают кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

Команда «Семейство Крестоцветные».

Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3–4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить по чайной ложке 3–4 раза в день до еды.

Команда «Семейство Розовоцветные».

При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15–20 мин, процеживают и пьют как чай 2–3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

Команда «Семейство Пасленовые».

Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного «в мундире» картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

Команда «Семейство Злаки».

В качестве потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления нужно взять 15–20 г корневищ, залить 2 стаканами холодной воды и настаивать в течение 10–12 ч.

Команда «Семейство Лилейные».

Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4–5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1–2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5–10 мин 3–4 раза в день.

Подведение итогов урока-состязания

Учитель. Человек должен бережно и внимательно относиться к растениям, которые его окружают и в природе, и в саду, и дома... Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

Давай пройдемся медленно по лугу, 
И «Здравствуй!» скажем каждому цветку. 
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать, 
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лицо им показать.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru