Профессор Знаев - Урок биологии "Состав крови, общая характеристика составных структур"

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок биологии "Состав крови, общая характеристика составных структур"

Тема: “Состав крови, общая характеристика составных структур”

Цели:

Обучающая:

формировать понятия “кровь”, “плазма”, “форменные элементы”, “фагоцитоз”, “иммунитет”; знания о составе крови и функциях составных частей крови;

Развивающая:

развивать умения сравнительного анализа, умения пользоваться понятиями в объяснении жизненных процессов организма человека;

Воспитывающие:

воспитать самостоятельность и творческий подход в овладении знаниями,

формировать здоровый образ жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

компьютеры,

диск “1С.Биология”,

видеомагнитофон,

видеозапись “Спортивный праздник”,

таблицы “Кровь”, “Фагоцитоз”,

портрет И.И.Мечникова,

микроскопы световые,

микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”,

цветные карандаши,

бланк - карты, тесты.

План-конспект:

I. Повтор и закрепление пройденного материала.

Ученикам предоставляется видеозапись “Спортивного праздника бывших учащихся школы, ныне уже окончившие ВУЗы и работающих, преподавателями в родной школе. (запись из личного архива, когда работал физ-руком) . По видео идет эстафета: сперва беговая, следующая комбинированная – учащиеся по очереди строят “тоннель”, т.е.встают на четвереньки, опираясь на руки и ноги, образуя дугу и дальше по очереди уже ползая по очереди проходят под “тоннелью”, затем образуют “тоннель” и когда очередь доходит снова проходят, таким образом добираются до цели, т.е. до маты. Там один участник ложится на спину и на вытянутых, вертикально, руках держит планшет, на которой листок бумаги и задание – сделать рисунок, другой делает рисунок, третий опираясь на ноги первого делает отжимание, четвертый выполняет стойку на голове, пятый и шестой свои упражнения и все делают одновременно…

[Здесь надо отметить, что учащиеся смотря на запись, когда-то бывших учеников, а ныне учителей, отмечают, что не зря они в хорошей спортивной форме, потому что они, занимаются уже со школьных лет и главное они сравнивают себя с ними, и они для себя, внутри, вторят “Надо заниматься!” И авторитет учителей перед глазами учащихся возрастает, они являются примером подражания. Опыт эмоционально-ценностного отношения]

После просмотра ученикам дается возможность формулировать цель: для чего мы посмотрели видеозапись? [Проблемный вопрос, который ведет к эвристической беседе.]

Ученики дают различные ответы, но в основном, они уделяют внимание на то, что это связано с темой “Мышечная работа”. Обобщая гипотезы приходят к единому мнению: на этой видеозаписи имеются динамическая и статическая работы, можно конкретно увидеть работу мышцы – разгибателя и мышцы – сгибателя.

Учащиеся конкретизируют динамическую и статическую работы на примерах: бег - динамическая работа, удержание на руках планшет, стойка на голове, “тоннель” - статическая работа; а во время отжимания работают мышцы – разгибатели и мышцы – сгибатели, в этом упражнении обособляют – что работа рук – динамическая, а ноги – статическую работу выполняют. Также учащиеся обращают внимание на окружающих зрителей праздника, и определяют кто выполняет какую работу. Дальше учащиеся объясняют какая работа больше отнимает сил и при какой работе человек больше устает и почему? Тут же отмечается, что полезнее человеку активный отдых – часть здорового образа жизни, чем пассивный, который ведет к гиподинамии.

[Ориентировочно-оценочная функция формировании личности в социальном обществе]

II. Основная часть – Изучение нового материала.

[Вход в основную часть урока осуществляется с помощью проблемных вопросов, который побуждает к творческой деятельности учащихся]

Учащимся задается вопрос: “Чем можно объяснить большую работоспособность мышц, благодаря чему они работают?”

Через гипотезы и варианты ответов учащиеся приходят в выводу – благодаря питательным веществам и кислороду, которые мышцы получают с помощью крови.

- А что такое кровь? – задают вопрос ученики и сами же отвечают. Это жидкое, красное вещество, наверно в составе имеется вода и вещество, которое окрашивает в красный цвет. На основе изученных ранее знаний (по теме “Ткани”) вспоминают: “Кровь – это соединительная ткань, а ткань состоит из межклеточного вещества и клеток”

После вводной части учащиеся по две работают самостоятельно на компьютерах с диском “1С.Биология” - открывают раздел “Анатомия” и часть “Кровь” - знакомятся с информацией [Информационно-рецептивный метод У.В.П.]. Приложение 1

Затем по научному формируют, что такое кровь? Кровь – это жидкое вещество красно-алого цвета, в состав которого входят плазма и форменные элементы. Ученики самостоятельно, индивидуально вычисляют сколько крови составляет в собственном организме. Уточняют: кровь (ткань) = плазма(межклеточное вещество) + форменные элементы (клетки) .

На вопрос что такое плазма? По компьютеру находят и узнают определение, состав и характеристику плазмы: в составе 90-92% вода, 7-8% белки, 0,9% - минеральные вещества, а сама плазма составляет 55-60% крови, по известным данным ученики подсчитывают сколько % -ов Н2О составляет в крови 50%.

Далее внимание обращается на таблицу “Кровь”.

В пробирке отстоявшаяся кровь; верхний слой желтого цвета – (после знакомства с плазмой) сразу определяют плазма; пониже три слоя видны – значит форменных элементов три – для себя утверждают дети. Знакомясь, по ходу урока, с информацией на компьютере, учащиеся находят все три форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Приложение 2.

Продолжением урока является работа над рабочей тетрадью к учебнику “Человек”, это теоретическая лабораторная работа-заполнение таблицы [частично-поисковый метод]

Название клетки

Наличие ядра

Место образо-вания

Продолжи-тельность жизни

Место отмирания

Кол-во в 1 мм3

значение

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют, что в таблице “Кровь” на верхнем слое – тромбоциты, находятся по соседству с плазмой, участвуют в свертывании крови, пониже – лейкоциты, бесцветные ядерные клетки, которые составляют основу иммунной системы, и нижний слой – эритроциты – красные клетки; красный цвет дает эритроциту и соответственно крови – гемоглобин, белок в составе которой железо – легко соединяющий О2 (оксигемоглобин) и СО2 (карбоксигемоглобин) и легко отсоединяющий; значит эритроциты транспортируют О2 – к тканям, а СО2- к легким.

На следующем этапе урока, с помощью таблицы “Фагоцитоз”, объясняется ход процесса фагоцитоза. [Объяснительно-иллюстративный метод]

Лейкоциты способны активно передвигаться подобно амебе, проникать сквозь стенку капилляров и выходит в межклеточное пространство. Лейкоциты выполняют важную функцию защиты организма от проникновения болезнетворных микробов. При повреждении кожи они устремляются из сосудов в ткани, направляясь к ране, где захватывают бактерии и переваривают их. Этот процесс называется фагоцитозом, а белые кровяные клетки, осуществляющие эту функцию – фагоцитами (“фагос” - пожираю, “цитос” или “китос” - клетка) . Процесс фагоцитоза был открыт И.И.Мечниковым.

К группе лейкоцитов относятся также лимфоциты - белые кровяные клетки, находящиеся преимущественно в лимфе. Лимфоциты также играют большую роль в защитных реакциях организма, в частности в создании иммунитета.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. Благодаря иммунитету создается невосприимчивость организма к повторному воздействию одного и того же возбудителя.

С помощью рисунка-схемы (Приложение 3) в учебнике и схемы на компьютере, объясняется процесс свертывания крови. При повреждении стенки сосуда тромбоциты скапливаются в месте травмы и разрушаются, выделяя при этом в плазму особый фермент. Под его влиянием находящийся в плазме растворимый белок – фибриноген превращается в нерастворимую форму – фибрин, образующий густую волокнистую сеть нитей, в которой застревают эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, формируя кровяной сгусток- тромб. Затем с учащимися совместно формулируется вывод:

Свертывание крови - это защитная реакция, направленная на предохранение организма от потери крови.

Также надо уточнить, что для образования сгустка необходимо, чтобы в крови были соли кальция, ряд витаминов, в первую очередь витамин К. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет. В это время у человека развивается болезнь – “гемофилия”, которая очень опасна для жизни человека. Потому что при различных порезах, травмах, человек от потери крови может умереть.

В предпоследнем этапе урока учащиеся выполняют практическую - лабораторную работу на тему “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”. [Исследовательский метод]. Для этого учащиеся пользуются х 300 раз увеличивающим микроскопом, микропрепаратами “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, таблица “Кровь”, цветные карандаши.

Ставится цель: “Изучить кровь человека и лягушки, зарисовать и сделать сравнительный анализ”. Работа идет по следующим заданиям по бланк - карте [Инструктивно-репродуктивный метод].

1. Рассмотреть кровь лягушки и зарисовать.

2. Рассмотреть кровь человека и зарисовать.

3. Сравнительный анализ по следующим показателям:

- Что сходного в клетках крови человека и лягушки?

- Каких клеток больше в одном и том же объеме крови у человека и лягушки?

- Найдите три различия у эритроцитов человека и лягушки.

4. Вывод.

В конце работы ставятся проблемные вопросы:

1. В каком направлении шла эволюция крови?

2. Чья кровь больше перенесет кислород? Почему? Доказать.

[Опыт творческой деятельности]

На основе творческой деятельности, учащиеся самостоятельно отвечая на вопросы, формулируют общий вывод:

1. Вспоминая эволюцию животных по зоологии и самостоятельно воспользовавшись таблицей “Кровь” на которой нарисована эволюция эритроцитов они утверждают, что до млекопитающих, у всех организмов эритроциты имели ядро и по ходу эволюции они уменьшались по размеру, стали безъядерными и изменилась форма, поэтому в крови лягушки эритроциты крупные, имеют ядро и выпуклые; а у млекопитающих и соответственно человека зрелые эритроциты ядер не имеют, по размеру очень маленькие, форма двояковогнутая.

2. Кровь человека больше перенесет кислород. Потому что: у человека эритроциты по размеру меньше, значит в определенной единице объема эритроциты больше помещаются; двояковогнутая форма эритроцита и отсутствие ядра способствует переносу газа, так как увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки кислорода весь объем клетки.

III. Заключительная часть.

В этой части учащиеся самостоятельно проверяют индивидуальный уровень освоенности материала. Выбирают правильный ответ на вопросы теста. Вопросы в тесте каждому ученику компьютер самостоятельно варьирует. Так что друг у друга списать невозможно, да и время ограничено, на каждый вопрос по 25 секунд. Оценка знаний по 5-и бальной системе, каждому ученику по 10 вопросов.

Возможные вопросы к тестам:

1. Кровь — это:

а) раствор органических веществ;
б) раствор неорганических веществ;
в) раствор органических и неорганических веществ;
г) жидкая соединительная ткань.

2. Безъядерные клетки крови:

а) эритроциты и лейкоциты;
б) лейкоциты и тромбоциты;
в) тромбоциты и эритроциты;
г) лейкоциты;
д) тромбоциты.

3. Средняя продолжительность жизни эритроцита:

а) несколько часов;
б) до 10 дней;
в) до месяца;
г) до 4 месяцев;
д) около года.

4. В норме 1 мм3 крови содержит эритроцитов:

а) 4-5 тыс.; б) 40-50 тыс.;
в) 400-500 тыс.;

г) 4-5 млн;
д) 40-50 млн.

5. Клетки крови, способные выполнять и выполняющие “предписанную” им функцию за пределами кровеносного русла:

а) эритроциты и тромбоциты;
б) тромбоциты и лейкоциты;
в) лейкоциты и эритроциты;
г) эритроциты;
д) лейкоциты.

6. Эритроциты у человека образуются в:

а) красном костном мозге;
б) печени;
в) почках;
г) селезенке;

д) красном костном мозге, почках, селезенке.

7. Карбоксигемоглобин — вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:

а) СО2; б) О2; в) СО; г) N2; д) другое решение.

8. Количество крови в организме — величина довольно постоянная. У взрослого человека ее в среднем, в литрах:

а) 2,0;
б) 5,0;
в) 8,0;
г) 11,0;
д) 14,0.

9. В состав молекулы гемоглобина входит:

а) железо;
б) магний;
в) цинк;
г) медь;
д) кобальт.

10. Кровь – это ткань, у которой на межклеточное вещество в среднем приходится, в процентах:

а) 20; б) 35; в) 45; г) 55; д) 70.

11. Кровь относят к тканям:

а) мышечным;
б) покровным;
в) соединительным;
г) нервной;
д) другое решение.

12. В норме 1 мм3 крови содержит лейкоцитов:

а) 4-9 млн;
б) 40-90 млн;
в) 49-90 тыс;
г) 400-900 тыс;
д) 4-9 тыс.

13.Разрушение старых эритроцитов осуществляется в:

а) почках и печени;
б) печени и селезенке;
в) легких и почках;
г) селезенке;
д) желтом костном мозге.

14.Ученый открывший процесс фагоцитоза:

а) Мечников;
б) Виноградский;
в) Пастер;
г) Ру;
д) Павлов.

15 .В составе молекулы гемоглобина:

а) белок;
б) углевод;
в) жироподобное вещество;
г) белок и углевод;
д) углевод и жироподобное вещество.

После завершения ответов компьютер подсчитывает верные и не верные ответы и выводит оценку на экран, эта оценка и является итоговой оценкой учащегося в этом уроке.

P.S. По итогам урока 70-80 % учащихся получили положительные оценки.

 

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru