ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Готовность к школе

Сам термин «школьная готовность» появился не так давно, в 80-е годы прошлого века. До этого не было потребности в определении школьной готовности, поскольку считалось, что по достижении 7 лет все дети готовы к школе – что, действительно, было справедливо в отношении большинства семилеток.

Однако, когда в 80-е годы в порядке эксперимента стали открываться классы обучения детей с 6ти лет, проблемы, возникающие с этими детьми, были новыми для педагогической практики того времени, и что еще важнее – они не поддавались прогнозированию традиционными средствами.

Поскольку классы шестилеток были экспериментальными, в них существовал отбор, и учителя могли заранее познакомиться со своими будущими учениками и принять решение об их обучении. Однако, как показала практика, критериев для такого отбора у них попросту не было, а имеющиеся критерии (интеллигентная семья, уже умеет читать, и пр.) не срабатывали при переходе ребенка от комфортного дошкольного существования к напряженной жизни школьника.

Тогда и появилась концепция готовности ребенка к школе. Одни дети 6-6,5 лет готовы к школе, могут учиться вполне сознательно и выдерживать школьную нагрузку, а другие, как мы говорим, еще «не доиграли». Это выражение тоже не случайно. Дело в том, что согласно представлениям отечественной психологии, в каждом возрасте для ребенка основной – ведущей – является определенная деятельность. Так, для младенца его ведущей деятельностью является эмоциональное общение, для ребенка раннего возраста – предметная деятельность, изучение разных способов манипулирования предметами, для дошкольника – игра, а для младшего школьника учение (далее, для подростка такой деятельностью будет общение, и для юноши – профессиональное обучение). Не возможно полноценно перейти к другой деятельности, не получив все от предыдущей. Именно поэтому «не доигравшие» дети не готовы к школе, потому что игра продолжает оставаться для них основной, главной по смыслу деятельностью, и пока они не получат от игры весь причитающийся им игровой опыт, они не могут так же полно отдаться учебе.

Многие родители и даже педагоги пытаются решить проблему неготовности ребенка к школе при помощи тренировки его навыков. Однако навыки, сами по себе, не делают ребенка готовым к школьной жизни. Ребенок может уметь читать, писать и даже складывать в уме, и все же быть не готовым к школе эмоционально, психологически и физиологически. Некоторые особенности мышления, необходимые для успешной учебы, зависят не только от того, как мы развиваем ребенка, но и от развития его мозговых структур, которое происходит в соответствии с возрастом и торопить которое бесполезно.

Что же составляет готовность ребенка к школе, какие признаки говорят нам о том, что вот этот конкретный ребенок – уже готов, а его сосед по парте лучше бы посидел еще годик дома?

Принятие учебной задачи. Ребенок способен воспринять предложенную ему учебную задачу, именно как интеллектуальное упражнение, а не как предложение поиграть или пообщаться со взрослым. Например, когда от ребенка требуется в учебном задании посчитать плитку для облицовки ванной комнаты, он должен уметь сосредоточиться на способах вычисления, а не на цвете-размере и других, не относящихся к задаче, свойствах плитки.

Способность освоить общий способ действия, а также понимание смысла ситуации. Если ребенок ориентируется исключительно на слова-подсказки при решении задач, и не может охватить смысл задачи в целом, описать и показать что реально происходит в задаче, то он еще не готов к школьному обучению. Так, ребята из детского сада, которым было предложено составить задачу для выражения 5-3, предложили такой вариант «Мама купила 5 ножниц и 3 съела». Ни один ребенок даже не засмеялся, потому что им было непонятно, чем неправильна такая задача – ведь ответом будет именно 2.

Восприятие себя как субъекта деятельности. Если спросить у дошкольников, почему мальчик на картинке упал с горки, а девочка разлила чай, то они вероятно ответят: «Горка слишком высокая, чашка неудобная». Школьник же ответит: «Мальчик плохо держался за санки, девочка была невнимательна. Но ничего, они постараются и научатся делать как нужно». Точно так же ребенок, готовый к школе, воспринимает и себя – он не ищет причины своего поведения, своих успехов и неудач снаружи, а способен увидеть их в себе самом и своих собственных действиях.

Для школьника получение опыта, знания важнее, чем процесс игры. Даже если задание предлагается в игровой форме, то дошкольник легко увлекается игрой и забывает, что собственно от него требовалось в задании, а школьник должен уметь уже сохранять свой интерес к задаче. Когда детям в одном эксперименте предлагалась игрушка в виде лабиринта с ездящей по нему управляемой куклой, то дошкольникам была интереснее сама кукла и фантазии о ней, даже если лабиринт и не был ими пройден, они воспринимали игру как интересную и забавную. Для школьников же основным интересом было прохождение лабиринта… и механизм действия куклы, как это она по нему ездит?

Внутренняя позиция школьника. Ребенок отчетливо заявляет о своем желании пойти в школу и быть школьником. Он считает, что став школьником он получит преимущества статуса и такое новое положение дел для него желанно.

Произвольность. Ребенок способен выполнять действия произвольно, то есть, не по первому побуждению, а по инструкции, с волевым усилием. Основу создает произвольная концентрация внимания, без которой невозможно никакое успешное обучение.

Интерес к взрослым и к сверстникам. Если ребенку интересно, чем это занимаются другие взрослые, не из его ближайшего окружения, и он хочет общаться с детьми, которых встречает на улице, в кружках и пр., а не только со своими товарищами по садику, то это благоприятный признак для его готовности к школе.

Самооценка. Некоторые авторы полагают, что ребенок должен уже прийти в школу с адекватной самооценкой. Другие считают, что в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка может еще и не быть адекватной, но должна быть положительная тенденция к ее формированию – в виде различения ребенком собственной оценки себя и его оценки окружающими, а также понимание возможности различных оценок одного и того же человека.

Интеллектуальная готовность – это как раз то, что измеряют при помощи тестов при поступлении в школу. В нашем городе в большинстве школ используется диагностический комплекс Ясюковой для определения готовности детей к школе, он позволяет диагностировать уровень развития различных видов мышления, развития речи, внимания, памяти и пр. Большую часть компонентов интеллектуальной готовности у ребенка можно и нужно развивать.

Самостоятельность. В школе ребенку приходится во многих ситуациях принимать решения, действовать на свой страх и риск – начиная от выбора с кем за руку пойти в столовую и заканчивая выбором участвовать или нет в конкурсах и олимпиадах. Для него эти решения ничуть не менее ответственны и сложны, чем для нас наши «взрослые» самостоятельные решения. Важно, чтобы ребенок имел подобный опыт самостоятельности, не пасовал перед выбором и мог четко определить, что ему нужно. Также навыки самообслуживания существенно способствуют самостоятельности ребенка на первый период адаптации к школе – ребенок, который не может абсолютно самостоятельно одеться, собрать портфель, следить за своими личными вещами и за порядком на парте, в портфеле и в дневнике, сразу же оказывается в невыигрышном положении. Поэтому, обучая его навыкам аккуратности и самообслуживания, мы косвенно способствуем и его успешной учебе.

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru