ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Методические рекомендации для классного руководителя

 

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).

Класс - как правило, группа обучающихся одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Цели и задачи деятельности классного руководителя

Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами классного руководителя являются:

формирование и развитие классного коллектива;

создание ситуации защищенности, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, психического здоровья обучающихся;

организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с коллективом класса;

гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между обучающимися и педагогами;

содействие формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через развитие ученического самоуправления.

Функции и должностные обязанности классного руководителя

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Функции классного руководителя

Организационно-координирующая:

установление связи общеобразовательного учреждения и семьи;

взаимодействие с учителями-предметниками и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения;

стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативная:

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

установление субъект - субъектных отношений между учителем и обучающимся;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностическая:

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. При разработке нормативной базы деятельности классного руководителя рекомендуется руководствоваться следующим.

Классный руководитель имеет право:

получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

контролировать успеваемость каждого обучающегося;

контролировать посещаемость учебных занятий обучающимися;

координировать работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

вносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

приглашать для беседы родителей (лиц, их заменяющих);

по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам детей, в психолого-медикопедагогическую комиссию;

получать помощь в организации своей деятельности от педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;

определять индивидуальный режим работы с обучающимися исходя из конкретной ситуации;

вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

Обязанности классного руководителя заключаются в:

организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

оказании помощи обучающемуся в решении возникающих проблем;

установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.);

коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Режим работы классного руководителя

Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.

Критерии оценки деятельности классного руководителя

Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.

Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии (уровень социальных компетенций, общей культуры и дисциплины обучающихся класса, их гражданской зрелости).

Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru