ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Языковые игры

 

Игра «Найдите синонимы»

 

Игра «Слова рассыпались»

 

Конкурс на внимание «Раз, два, три»

 

Игра «Угадай те, о чем я говорю»

 

Игра «Ералаш»

 

Игра «Прибавьте или удалите одну букву»

 

Игра «Антонимы»

 

Игра «Составьте предложение»

 

Игра «Слова‑лесенки»

 

Игра «Что всего важнее?»

 

«Игры с омонимами»

 

Игра «Вспомните антонимы»

 

Игра «Найдите синонимы»

 

Игра «Соедините антонимы»

 

Игра «Как кто?»

 

Игра «Найдите общее начало»

 

Игра «Найдите общий конец»

 

Головоломка «Восемь таинственных сов»

 

Головоломка «Шесть таинственных слонов»

 

Головоломка «Семь таинственных аистов»

 

Криптограмма

 

Игра «Смысловые группы»

 

Игра «Допишите слово»

 

Игра «Станьте академиком»

 

Головоломка «Тексты с ошибками»

 

Игра «Допишите стихи»

 

«Загадки с подвохами»

 

Головоломка «Соедините половинки слов»

Игра «Найдите синонимы»

Поясним, что слова, которые называются синонимами, обозначают один и тот же предмет или действие, но называются другими словами. Например, школьница – ученица.

Вот сейчас надо будет попробовать сказать по‑другому заданную фразу. Для этого надо выбрать достаточно простое предложение, но такое, чтобы в нем имелись имена прилагательные и наречия.

Например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как‑то выразить. То есть надо придумать вариант той же фразы, только сказанный другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. Возможный вариант ответа – «Автомобиль мчался по дороге».

Игра «Слова рассыпались»

Первые буквы в этих словах правильны, а остальные перепугали свой порядок. Помогите буквам встать на нужные места, тогда вы угадаете, какие слова здесь были зашифрованы.

1.  Mшиана –, вртее –, кфери, жзееол –, кааш –.

2.  Класоба –, даум –, котр –, мрео –, пнале –.

3.  Бсуы –, хлодо –, рмти –, тмае –, кворь –.

4.  Койн –, нжыон –, стикрат –, кнаиг –, сетан –.

5.  Пдироом –, ксората –, шлек –, кдокилор –, цтевок –.

6.  Лсюрта‑,жкорае‑,мкаси‑,блаук‑, кжао‑.

 

Конкурс на внимание «Раз, два, три»

Для проведения этого конкурса на внимание необходимы два‑три участника и в качестве приза шоколадка или любой другой предмет.

Ведущий разъясняет условия игры:

 

– Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я цифру «три» –

Приз немедленно бери.

 

– Понятны условия? – уточняет он у игроков. – Как только я произнесу слово «три» – вам надо как можно быстрее схватить этот приз. Победит тот, кто окажется расторопнее. Итак, начали!

Далее ведущий поочередно произносит немудреные стишки.

 

Однажды щуку мы поймали.

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

Да не одну, а целых… семь!

* * *

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи.

Возьми и на ночь повтори

Разок – другой, а лучше… десять!

* * *

Мечтает парень закаченный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: раз, два… марш!

* * *

Однажды поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать…

 

 

Нередко игроки пропускают сказанное в этой фразе слово «три», тогда ведущий сам забирает приз, поясняя:

 

– Ну что ж, друзья, вы приз не брали,

Когда была возможность брать.

Игра «Угадай те, о чем я говорю»

Условие головоломки – надо отгадать предмет по данному ему описанию. В самом начале, загадывая слово, водящий может дать подсказку – в какой области человеческих знаний оно может присутствовать. Проще говоря, что это – посуда, одежда, мебель, овощ, фрукт, насекомое, домашнее или дикое животное и т. д.

Вот примерные варианты заданий:

1.  Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

2.  Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

3.  Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

4.  Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

5.  Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

6.  Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

 

Игра «Ералаш»

Для этой игры также понадобится сначала заготовить карточки с написанным на них необходимым текстом. В каждой из карточек – по два столбика текста. В столбиках перепутаны слова из поэтических строчек.

Надо составить из них правильные предложения так, чтобы в каждом случае не терялся смысл. Кроме того, предложения надо расставить попарно так, чтобы они рифмовались, тогда получится стихотворение. Его надо записать правильно и прочитать вслух.

Тексты карточек.

1.  Пароход томился в клетке

соловей гонялся за мышами

дикобраз хвостик свой ловила

кошка точил клыки

Маша накрыт к обеду был

еж усами шевелил

чиж сидел на ветке

рак давал гудки

стол физику учила

 

Один из вариантов ответа (возможна другая попарная компоновка рифмованных строчек):

 

Злой кабан точил клыки.

Пароход давал гудки.

Соловей сидел на ветке.

Дикобраз томился в клетке.

Кошка хвостик свой ловила.

Маша физику учила.

Еж гонялся за мышами.

Чиж летал под облаками.

Рак усами шевелил.

Стол накрыт к обеду был.

 

 

2.  Чайник воют на луну

мальчик играют в прятки

огурцы спят в овраге

малыши в цирк бегут ватагой

мушкетеры булькал на костре

поросята дремлют под корягой

раки плавают по дну

дети точат шпаги

волки прыгал во дворе

щуки растут на грядке

 

Возможный вариант ответа:

 

Чайник булькал на костре.

Мальчик прыгал во дворе.

Огурцы растут на г рядке.

Малыши играют в прятки.

Мушкетеры точат шпаги.

Поросята спят в овраге.

Дети в цирк бегут ватагой.

Раки дремлют под корягой

Волки воют на луну.

Щуки плавают по дну.

Игра «Прибавьте или удалите одну букву»

При разгадывании этой головоломки весьма желательно запастись иллюстрациями. В этой головоломке игроки убедятся, как из‑за одной буквы меняется смысл всего слова.

С этой целью ведущий поочередно показывает заранее приготовленные рисунки и говорит комментарии к ним. После ответа на свой вопрос он переворачивает картинку, показывая на ее обороте правильный ответ.

 

Жил‑был крот, но вот пример –

Укатилась буква «Р».

Кто в норе теперь живет?

Ну, конечно, это кот.

 

Жил в Индии огромный зверь,

Его все звали слон.

Но убежала буква «Л»,

И получился сон.

 

Всех развеселила шутка,

Но прошла всего минутка.

«Ш» из слова укатилась.

Шутка в утку превратилась.

 

Игра «Антонимы»

Сначала следует пояснить, что антонимы – это слова, противоположные друг другу по значению. Даже есть такой стишок, состоящий из одних антонимов:

 

Тебе скажу я – «далеко»,

А ты ответишь – «близко».

Тебе скажу я – «высоко»,

А ты ответишь – «низко».

 

На знаниях этого правила можно выделить даже несколько игр, где потребуется литературно‑речевая смекалка.

 «Найдите антоним»  

Ведущий будет называть одно слово, а игрок должен произнести другое – противоположное по значению. Например, ведущий говорит слово «близко». Ответ игрока – «далеко». Ведущий говорит слово «пол», а в ответ должен услышать – «потолок».

Ведущий может назвать следующие слова:

черный (белый), большой (маленький), горячий (холодный), темно (светло), здоровый (больной), хорошо (плохо), сыро (сухо), смеюсь (плачу), говорю (молчу), широкий (узкий), твердый (мягкий), зима (лето), война (мир), горячий (холодный), храбрый (трусливый), полезный (вредный), радость (грусть), худой (толстый), молодой (старый), больной (здоровый), чистый (грязный), хорошо (плохо), мало (много), быстрый (медленный), голодный (сытый), темный (светлый), вниз (вверх), рано (поздно).

Игра «Антонимы в пословицах»  

Последнее аналогичное задание на подбор антонимов – надо произнести антоним, который завершил бы русскую народную пословицу. Ведущий читает пословицы, а игроки произносят их окончание.

1.  Ученье – свет, а неученье – … (тьма).

2.  Знай больше, а говори… (меньше).

3.  В учебе корень горек, зато плод ее… (сладок).

4.  Не бойся врага умного, бойся друга… (глупого).

5.  Лучшая вещь – новая, лучший друг – … (старый).

6.  Мир строит, а война… (разрушает).

7.  Смелый побеждает, а трус… (погибает).

8.  Ласточка день начинает, а соловей… (кончает).

 

Игра «Составьте предложение»

Прежде чем проводить эту игру, взрослый должен запастись несколькими карточками, где написаны предложения‑вопросы, в которых переставлены слова.

Задание для детей‑игроков – надо прочитать слова и составить из них вопросы в нужном порядке слов. После чего надо дать ответ на полученный вопрос.

 

Задания на карточках.  

1.  Сила лодки какая в движение парусные приводит. (Какая сила приводит в движение парусные лодки? Ответ – ветер)

2.  Круглый деревьев какие зелень из наших год сохраняют. (Какие из наших деревьев сохраняют зелень круглый год? Ответ – ель, сосна)

3.  Дней месяцев из двенадцати в каком меньше всего. (В каком из двенадцати месяцев меньше всего дней? Ответ – в апреле)

4.  Какое года весны наступает время после. (Какое время года наступает после весны? Ответ – лето)

5.  Волк животное или питается лягушка какое корова мясом. (Какое животное питается мясом – волк, корова или лягушка? Ответ – волк)

6.  Неделях суток в двух сколько. (Сколько суток в двух неделях? Ответ – четырнадцать суток)

Игра «Слова‑лесенки»

Решение этой головоломки заключается в последовательном составлении слов, начинающихся с одной и той же буквы. При этом каждое последующее слово должно «вырастать» на одну букву. То есть слова сначала должны состоять из двух букв, потом из трех, четырех, пяти букв и т. д.

Если эти слова выписывать в столбик, то получится фигура, напоминающая лестницу.

Вот, скажем, какая лестница получится, если исходной буквой мы изберем «Д»:

До.

Два.

Дата.

Доска.

Дорога. И т. д.

Игра «Что всего важнее?»

Прочитайте стихотворение «Что всего важнее?» и по смыслу угадайте последнее слово.

 

Что всего важнее в мире для народа?

Если ты гулять идешь – хорошая… (погода).

* * *

Куст – для крыжовника, борщ – для половника,

Для рыбы – речка, для пирога – … (печка).

* * *

Дождь – для садовника, полк – для полковника.

Для чугунка – ухват, для сластены – … (шоколад).

* * *

Для компьютера – мышка, для читателя – … (книжка).

* * *

Для портрета – рама, для ребеночка – … (мама).

* * *

Для театра – сцена, а для школы – … (перемена).

 

«Игры с омонимами»

В русском языке много слов, которые называются «омонимы». Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок‑шуток.

Вот, например, ответьте на такой коварный вопрос: «Каким ключом не откроешь дверь?». Оказывается, подобных ответов – омонимов несколько. Например, те, кто учится музыке, знают, что ключ бывает музыкальный. Но в лесу часто встречается родник, бьющий из‑под земли, который тоже называется ключ.

А вот второй вопрос, построенный на ответе со словами‑омонимами. Какие корни не нужны растению? Ответ – корни, которые встречаются в словах или математические.

Теперь попробуйте сами ответить на следующие вопросы, в которых также должны участвовать слова‑омонимы:

1.  В какую бочку не налить воды? («Бочка» – фигура высшего пилотажа.)

2.  Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном, в который ввертывается электрическая лампочка .)

3.  В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной.)

4.  В каких лесах не водится дичь? (В строительных.)

5.  Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)

6.  Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным.)

7.  Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман.)

 

Вот еще один вариант игры в слова‑омонимы.

1.  Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)

2.  Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник, слюнявничек? (Фартук.)

3.  Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)

4.  Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой‑либо деятельностью: конек, собачка или кошечка? (Конек.)

5.  Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)

 

Последний вид игры – стихи‑омонимы.

 

Я – от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной –

Весь огромный шар земной.

 

(Свет.)

Я – все то, что есть на свете.

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны.

Друг труда и тишины.

 

(Мир.)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

 

(Линейка.)

 

 

Игра «Вспомните антонимы»

 Помните, что антонимы – это слова, противоположные между собой по своему значению. В каждом столбике слов надо подобрать к слову в левой части антоним из правой части и соединить их линией:

 

шагом жарко

карлик ответ

холодно взлет

жара гигант

вопрос бегом

доброта стужа

посадка злоба

 

прямая тесно

просторно бездарность

конец потеря

талант кривая

приобретения начало

разрешение бугор

оригинал ватага

яма спать

бодрствовать запрет

одиночка копия

Игра «Найдите синонимы»

Теперь давайте вспомним, что означают слова, которые называются «синонимы».

Правильно, это разные по своему написанию слова, которые обозначают одно и то же явление или предмет.

Например: школьница – ученица .

В этой головоломке в двух столбиках надо найти синонимы и соединить их карандашными линиями:

 

 

аромат праздник

объявление удача

блеск специальность

торжество запах

успех холод

профессия афиша

слабость тоска

стужа сияние

скука бессилие

манеж автор

писатель арена

 

большой лютый

быстрый преданный

верный главный

злой главный

основной скорый

прочный близкий

радостный храбрый

родной крепкий

смелый зрелый

спелый полный

толстый веселый

Игра «Соедините антонимы»

В этом задании надо соединить фразы, которые означают противоположные по значению фразы.

 

Хоть и солки собирай воспрянуть духом

Заваривать кашу одним духом

По чайной ложке ни зги не видно

Коломенская верста как кошка с собакой

Чуть свет не покладая рук

Повесить нос расхлебывать кашу

Жить душа в душу от горшка два вершка

Сидеть сложа руки на ночь глядя

Игра «Как кто?»

Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и соедините их линиями.

 

Ясный, как крот

Стройный, как осел

Здоровый, как пес

Мрачный, как лиса

Могучий, как день

Трусливый, как заяц

Верный, как тополь

Слепой, как дуб

Хитрый, как туча

Упрямый, как бык

Игра «Найдите общее начало»

К приведенным ниже блокам окончаний надо подобрать один общий слог для начала.

1.  – Ус, – оптик, – дром, – клит, – як, – оним, – тез, – копа.

(Ответ: син‑.)

2.  – Ть, – а, – ность, – мос, – як, – тюм, – уля, – инус.

(Ответ: кос‑.)

3.  – К, – ец, – дем, – тал, – генс, – го, – кер.

(Ответ: тан‑.)

4.  – Ль, – я, – кан, – рик, – меска, – рт, – дион, ‑ж.

(Ответ: ста‑.)

5.  – Ма, – иск, – быль, – вычка, – горшня, – даное, – цел, – каз.

(Ответ: при‑.)

6.  – Туна, – саж, – сунка, – мула, – ель, – а, – точка, – инт.

(Ответ: фор‑.)

7.  – Ла, – лец, – коза, – мя, – жень, – мнина.

(Ответ: стре‑.)

8.  – Он, – гат, – за, – нч, – ска, – йлина.

(Ответ: фре‑.)

9.  – Д, – шь, – мя, – телька. – лок, – день.

(Ответ: бре‑.)

Игра «Найдите общий конец»

Это задание – обратное предыдущему. К каждому блоку приведенных букв надо найти общие слоги для окончания.

1.  В‑, гл‑, дл‑, дрез‑, м‑, карт‑, ос‑, ряб‑.

(Ответ: – ина.)

2.  Замор‑, б‑, пар‑, д‑, к‑, карт‑, п‑, т‑.

(Ответ: – очка.)

3.  Бред‑, д‑, л‑, п‑, тюл‑, ос‑, яс‑, т‑.

(Ответ: – ень.)

4.  За‑, ку‑, об‑, от‑, с‑, ту‑, су‑.

(Ответ: – рок.)

5.  Кап‑, щ‑, пост‑, тр‑, тур‑, м‑, яг‑.

(Ответ: – ель.)

6.  By‑, д‑, ст‑, ш‑, печ‑, уд‑, пищ‑.

(Ответ: – аль.)

7.  Б‑, г‑, л‑, м‑, п‑, с‑, ч‑, ш‑.

(Ответ: – айка.)

8.  В‑, ги‑, ж‑, ар‑, п‑, ц‑, ст‑, пел‑.

(Ответ: – ена.)

9.  Б‑, му‑, бу‑, са‑, ха‑, пре‑, буш‑, серве‑.

(Ответ: – лат.)

Головоломка «Восемь таинственных сов»

В этой головоломке надо будет угадывать слова с разным смыслом. Помимо того, что к каждому из них дается описание – что это за предмет, и где его можно встретить – в головоломке содержится своеобразная подсказка.

В каждом слове имеется сочетание букв, из которых складывается слово «сова». Правда, эти буквы расположены на разном расстоянии друг от друга, но все равно они оказывают свое подспорье в отгадывании головоломки. Решетка для вписывания букв в каждом слове своя.

Эта сова – грузовик, а не птица,

Он по шоссе с тяжким грузом помчится.

 

(Макет: С‑‑‑о‑ва‑‑.)

 

 

В этой – народная мудрость таится,

В жизни, быть может, она пригодится.

 

(Макет:‑‑с‑ов‑‑а.)

 

 

Этой покорны и тигры, и львы,

Когда на арену выходят они.

 

(Макет:‑‑‑с‑‑‑ов‑‑‑а.)

 

 

В этой – запасы травы ты найдешь

Под крышею, где не замочит их дождь.

 

(Макет: С‑‑ова‑.)

 

 

Эта питается только словами

В книжке, читаемой учениками.

 

(Макет: С‑ова‑‑.)

 

 

Для этой – ученый открытие дал

И в диссертации все описал.

 

(Макет:‑с‑‑‑‑ова‑‑‑.)

 

 

Сердито шипит на плите сова эта,

Яичницу жарит, блины и котлеты.

 

(Макет: с‑ов‑‑‑‑а.)

 

 

Эту сову ты найдешь без подсказки,

Если достанешь бумагу и краски.

 

(Макет:‑‑сова‑‑‑.)

 

Головоломка «Шесть таинственных слонов»

Задание этой головоломки напоминает предыдущее с одной только разницей.

В каждом ее слове имеется сочетание букв, из которых складывается слово «слон». Правда, эти буквы расположены на разном расстоянии друг от друга, но все равно они оказываю! свое подспорье в отгадывании головоломки. Решетка для вписывания букв в каждом слове своя.

 

Этот слон белоголовый

На столе живет в столовой.

Коль суп вкуснее захотим –

Трясем мы над тарелкой им.

 

(Макет: с‑лон‑‑.)

 

 

Враг шоферов этот слон,

Много зла приносит он,

Коль машины рядом в ряд

Друг на друга налетят.

 

(Макет: с‑‑л‑‑о‑‑н‑‑.)

 

 

Этот – бдителен всегда.

Он разводит поезда.

На переезде он стоит,

Флажком сигналит: «Путь открыт!».

 

(Макет: с‑‑‑ло‑н‑‑.)

 

 

Этот – огненного цвета

В час заката и рассвета.

И свинцовый он, когда

Собирается гроза.

 

(Макет:‑‑‑‑с‑лон.)

 

 

Этот – действие простое:

Один да два – нас будет трое.

 

(Макет: сло‑‑н‑‑.)

 

 

Друг другу помогай в беде!

Пусть будет этот слон везде!

 

(Макет: с‑ло‑‑н‑‑‑‑.)

 

Головоломка «Семь таинственных аистов»

Эта головоломка также напоминает две предыдущие с одной только разницей. В каждом ее слове имеется сочетание букв, из которых складывается слово «аист». Правда, эти буквы расположены на разном расстоянии друг от друга, но все равно они оказывают свое подспорье в отгадывании головоломки. Решетка для вписывания букв в каждом слове своя.

 

Этот аист – с жадным взором,

Он легко приводит к спорам.

Не позволяй ему расти

И доброту сбивать с пути.

 

(Макет:‑а‑ист‑.)

 

 

Этот аист очень горд –

Мировой побил рекорд.

Поднял он тяжелый груз,

Как с авоською арбуз.

 

(Макет:‑‑а‑‑ист.)

 

 

В этом аисте бензин

Спит в багажниках машин.

 

(Макет:‑а‑ист‑‑.)

 

 

Этот школьник давних лет

В форму строгую одет:

И с кокардой на фуражке,

И с эмблемою на пряжке.

 

(Макет:‑‑‑‑а‑ист‑.)

 

 

Этот любит поезда.

Стук колес над ним всегда.

Железного пути маршрут

Ты в клетки эти впишешь тут.

 

(Макет:‑а‑ист‑‑‑‑.)

 

 

Этот, голову склоняя.

Молча бьет слоном коня.

 

(Макет:‑а‑‑‑‑ист.)

 

 

Этот, спрятавшись в тумане.

Тайн своих не выдает.

В приключенческом романе

Он обычно гнезда вьет.

 

(Макет:‑а‑и‑‑‑‑‑‑‑‑ст‑.)

 

Криптограмма

Арифмогриф (или криптограмма) – задача на отгадывание слов или текстов, где буквы закодированы цифрами, числами и др. Подобные задачи вам уже встречались в этой книге.]

Вот еще один из примеров криптограммы. Сначала в ней надо отгадать предварительные задания, чтобы получить цифровые обозначения букв в отгаданных словах.

Лесная птица с сильным клювом – 3, 15, 4, 9, 17.

Детеныш свиньи – 12, 11, 14, 11, 16, 9,7, 11,6.

Небольшой грызун с острой мордочкой – 2, 10, 1,5.

Сушеный виноград – 8, 13, 18, 2.

Теперь приступаем ко второй части задания. Заменив цифры в приведенном ниже числовом наборе на соответствующие буквы, вы получите текст полезной пословицы.

79 162 9 1 8 13 106 11 2,

4 1 14 11 128 1653 9 17 11 2.

Игра «Смысловые группы»

Прочитайте слова из одного блока и подумайте, в какие смысловые группы их можно объединить. В каждом блоке можно выделить по 2–4 смысловые группы. Иногда количество слов в разных группах тоже оказывается разным.

1.  Крокодил, пальма, Африка, жираф, Америка, баобаб, Азия, Австралия, слон, кактус, обезьяна, орхидея.

2.  Ира, Лена, Пеня, Катя, Юра, Вася, Игорь, Зоя.

3.  Саша, Вася, Женя, Света, Витя, Жора.

4.  День, вторник, вечер, понедельник, среда, утро, ночь, пятница.

5.  Ходить, бег, беговой, хоженый, петь, песня, ходьба, бегать, песенный.

6.  Чашка, ложка, стол, диван, сапоги, кастрюля, стул, босоножки, тапочки, вилка.

Игра «Допишите слово»

В каждом приведенном ниже предложении имеется четыре слова.

В первой части предложения показано, как должны соотноситься два слова между собой.

Во второй части дано только первое слово. А вот четвертое слово надо дописать, угадав‑ по смыслу. Оно должно относиться к третьему слову так, как второе относится к первому. Чаще всего третьим словом бывает антоним (слово с противоположным значением) первого слова. Тогда в роли четвертого слова должен быть антоним второго.

Например, дана фраза: «Труд – награда, лень…». Здесь все в порядке. Третье слово «лень» – антоним первого слова «труд».

Значит, последнее слово, которое надо дописать, должно быть, скорее всего, антонимом ко второму слову «награда». Вероятный антоним слова «награда» – «наказание». Вставляем его наместо точек. Получаем полную фразу: «Труд – награда, лень – наказание». Вся фраза собрана верно.

Теперь отгадывайте сами. Только имейте в виду, что не всегда надо подбирать для завершения фразы антоним. Иногда завершающее слово приходится подбирать по другим принципам. Попробуйте их найти.

Радость – свет, печаль – … (тьма).

Шум – толпа, тишина – … (одиночество).

Чтение – книги, пение – … (песни).

Волки – лес, люди – … (город).

Покой – движение, плен‑… (свобода).

Телефон – ухо, кино – … (глаз).

Двор ворота, дом – … (дверь).

Весна – осень, рассвет – … (закат).

Человек – платье, дерево – … (листва).

Время – часы, теплота – … (термометр, градусник).

Игра «Станьте академиком»

 

В нашей стране есть одно очень важное учреждение – Академия русского языка. Здесь создаются словари нашего с вами языка, на котором мы говорим. Здесь изучают каждое новое слово, которое постоянно входит в состав языка, внимательно изучают его и принимают решение – вставить его в новую редакцию словаря русского языка или пока повременить.

Предлагаем читателям побыть в роли ученых – тех, кто выпускает словари русского языка. Ведь те, кто создает словари и справочники, в первую очередь, сами должны быть очень грамотными людьми. Сейчас этим новым ученым надо будет найти множественное число предлагаемых слов.

Вам будут предложены вопросы. Но следует иметь в виду, что не все вопросы просты на первый взгляд, как это может показаться. Поэтому надо стараться не ошибиться.

Вам предлагается слово в единственном числе, а вы произнесите его во множественном числе. Например: луч – лучи. Но учтите, что у целого ряда слов вообще не существует варианта множественного числа.

1.  Кот, плот, мука (нет множественного числа).

2.  Беда, крот, грот (грОты).

3.  Дуга, рука, еда (нет множественного числа).

4.  Слива, грива, диво (нет множественного числа).

5.  Ведро, бедро, метро (нет множественного числа).

6.  День, пень, лень (нет множественного числа).

Игра в ученых – специалистов по русскому языку – продолжается.

Вам будут названы существительные мужского рода, а вы произведите от него существительное женского рода. Например: крестьянин – крестьянка, рабочий – рабочая . Только тоже учтите, что некоторые вопросы – с подвохом.

Повар – ….

Портной – …

Кузнец (у этого слова нет женского рода).

Певец – …

Купец – …

Храбрец (у этого слова нет женского рода).

Это задание обратное предыдущему. Надо найти от предложенных слов существительные мужского рода.

Например: слониха – слон .

1.  Зайчиха – …

2.  Коза – ….

3.  Волчица – ….

4.  Оса (у этого слова нет варианта мужского рода).

 

Головоломка «Тексты с ошибками»

Прочитайте тексты, в которых имеются ошибки. Надо найти слово с ошибкой, назвать, какая буква в нем неправильная, после чего – назвать нужную букву.

Ваша задача – поэтапно рассказать, какое слово неправильное, какие буквы в нем надо заменить, и только потом – какое следует вписать во фразу в каждом конкретном случае.

1.  На виду у детворы крысу красят маляры.

Неверное слово – «крыса». Вместо буквы «С» нужна буква «Ш». Тогда получится нужное слово – «крыша».

2.  Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной».

Неверное слово – «двери». Вместо буквы «Д» нужна буква «3». Тогда получится нужное слово – «звери».

3.  Посмотри те‑ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Неверное слово – «раки». Вместо буквы «Р» нужна буква «М». Тогда получится нужное слово – «маки».

4.  Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей.

Неправильное слово – «врачей», вместо буквы «В» нужна буква «Г». Тогда получится нужное слово – «грачей».

5.  Наш кавалерист Пахом на козе скакал верхом.

Неверное слово – «на козе». Вместо буквы «3» нужна буква «Н». Тогда получится нужное слово – «на коне».

6.  Жучка будку не доела, неохота, надоело.

Неверное слово – «будку». Вместо буквы «Д» нужна буква «Л». Тогда получится нужное слово – «булку».

7.  Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Неверное слово – «с бочками». Вместо буквы «Б» нужна буква «Д». Тогда получится нужное слово – «с дочками».

8.  Миша дров не напилил, печку кепками топил.

Неверное слово – «кепками». Вместо буквы «К» нужна буква «Щ». Тогда получится нужное слово – «щепками».

9.  В глазах у Машеньки испуг – ползет большой зеленый лук.

Неверное слово – «лук». Вместо буквы «Л» нужна буква «Ж». Тогда получится нужное слово – «жук».

10.  Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Неверное слово – «со шторами». Вместо буквы «Т» нужна буква «П». Тогда получится нужное слово – «со шпорами».

11.  Тили‑бом! Тили‑бом! Загорелся кошкин том.

Неверное слово – «том». Вместо буквы «Т» нужна буква «Д». Тогда получится нужное слово – «дом».

12.  Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд.

Неверное слово – «мед». Вместо буквы «М» нужна буква «Л». Тогда получится нужное слово – «лед».

13.  Божья коробка, улети на небо, принеси мне хлеба.

Неверное слово – «коробка». Вместо буквы «Б» нужна буква «В». Тогда получится нужное слово – «коровка».

14 . Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом.

Неверное слово – «дом». Вместо буквы «Д» нужна буква «С». Тогда получится нужное слово – «сом».

15.  Забодал меня котел, на него я очень зол.

Неверное слово – «котел». Вместо буквы «Т» нужна буква «3». Тогда получится нужное слово – «козел».

16.  Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.

Неверное слово – «щенки». Вместо буквы «Щ» нужна буква «В». Тогда получится нужное слово – «венки».

17.  На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

Неверное слово – «лев». Вместо буквы «В» нужна буква «С». Тогда получится нужное слово – «лес».

18.  Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

Неверное слово – «майки». Вместо буквы «М» нужна буква «Ч». Тогда получится нужное слово – «чайки».

19.  На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.

Неверное слово – «по кошкам». Вместо буквы «Ш» нужна буква «Ч». Тогда получится нужное слово – «по кочкам».

20.  На волке – сметана, творог, молоко, я рад бы поесть, да достать нелегко.

Неверное слово – «на волке». Вместо буквы «В» нужна буква «П». Тогда получится нужное слово – «на полке».

21.  Прутик чистенький у нас, можно плавать хоть сейчас.

Неверное слово – «прутик». Вместо буквы «Т» нужна буква «Д». Тогда получится нужное слово – «прудик».

22.  «И‑a, и‑а», – орел поет, уснуть никак нам не дает.

Неверное слово – «орел». Вместо буквы «Р» нужна буква «С». Тогда получится нужное слово – «осел».

23.  Жила‑была на свете одна девочка, звали ее Красная Тапочка.

Неверное слово – «Тапочка». Вместо буквы «Т» нужна буква «Ш». Тогда получится нужное слово – «Шапочка».

Игра «Допишите стихи»

Прочитайте стихи, которые надо «дописать», по смыслу догадавшись, каким окажется последнее слово.

 

«Люблю сметану, а не мед», –

Нам промурлыкал рыжий… (кот).

* * *

«Гав‑гав, вам тапочки принес», –

С утра пролаял верный… (пес).

* * *

«Трава, как страшно ты шуршишь»,

Пугливо пропищала… (мышь).

* * *

«Где улей с пчелами, ответь?» –

Сердито проревел… (медведь).

* * *

«Му‑му, я травку есть привык», –

Нам прорычал рогатый… (бык).

* * *

«Я – толстая, красивая», –

Хвастливо хрюкала… (свинья).

«Загадки с подвохами»

Прочитайте загадки и отгадайте их. Однако отгадки у них будут не простые, а с подвохом. Отвечать на такие загадки надо, подумав. А ответы на них должны быть самые простые, в одно слово – «да» или «нет». Только надо быть осторожным, чтобы не попасть впросак.

Рассекая гладь пруда,

Умеют гуси плавать? (Да.)

* * *

А крокодил собрать букет

Из белых лилий может? (Нет.)

* * *

Из моря глядя на рассвет.

Поет ли кит усатый? (Нет.)

* * *

Верблюд способен, дай ответ,

Идти три дня без пищи? (Да.)

* * *

А тех, кто трудится всегда,

В народе уважают? (Да.)

 

Головоломка «Соедините половинки слов»

 В каждом задании этой игры присутствует столбик из девяти слов, «разрезанных» на две части. Играть можно с карандашом в руках. Надо просто провести соединительную линию от одной части к той, которая завершила бы слово.

само ляр

бук верт

фут варь

бал вар

кап кон

кон нал

ва ка

гон кан

* * *

 

род раст

при ездка

воз ина

раз горок

по очка

сор бор

пар воз

водо фор

сема та

* * *

пере ва

пери на

ни ник

тра вал

ворот когда

чай ворот

лай скоп

кро нер

пере ка

* * *

 

ми точка

кар та

кило на

кар ло

фор ван

со май

ко точка

воро метр

ши кол

ди мар

 

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru