ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Образование звуков

Голосовой аппарат человека и животных

Голосом называют совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, создаваемых человеком с помощью голосового аппарата. (Можно также говорить и о голосе животных, если они дышат легкими.)

Голосом сопровождаются также рефлекторные движения мышц гортани (чихание, кашель и т. д.). Человек выражает голосом ощущения, чувства, мысли (крик, смех, плач, разговорная и вокальная речь). В создании звука участвуют дыхательные пути и полости (легкие, бронхи, трахея); система резонаторов усиливает звук.


i 100

Различная частота звуковых колебаний зависит от длины и напряжения голосовых связок, что, в свою очередь, обусловливается состоянием мышц гортани. Считают, что количество колебаний голосовых связок в секунду совпадает с количеством импульсов, поступающих от центральной нервной системы.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, что, в свою очередь, обусловлено их длиной, толщиной и напряжением.

Сила голоса зависит от размаха колебаний голосовых связок, определяется силой напора выдыхаемого воздуха.


i 101 i 102

Голосовой аппарат человека



Механика создания звука у всех позвоночных, имеющих голос, практически одинакова. Во время дыхания воздух из дыхательных путей под действием выдыхательный мускулатуры, что создает в них повышенное давление, плавно и непрерывно проходит через широко открытую голосовую щель. При создании звука голосовая щель замкнута и голосовые связки напряжены. Щель открывается под давлением воздуха на короткое время. Через нее из дыхательных путей выходит лишь часть воздуха. После этого голосовые связки снова смыкаются и начинают колебаться. Ротовая и носовая полости играют роль резонаторов – они усиливают звук.


i 103

На рисунках показан общий вид голосового аппарата человека (1), общий вид связок (2), а также связки в спокойном (3) и напряженном (4) состояниях.

У бесхвостых земноводных, которые квакают, по внутренним краям черпаловидных хрящей расположены толстые складки, окружающие голосовую щель слизистой оболочки, в нижней половине которой расположены голосовые связки.

Среди пресмыкающихся, в основном неспособных издавать громкие звуки, настоящие голосовые связки имеют лишь гекконы и хамелеоны, у крокодилов они представлены мощными складками слизистой оболочки.

Чем отличается «ля» в исполнении Натальи Могилевской от «ля» в исполнении Русланы

Характерное свойство почти каждого источника звука – он не только создает простые периодические колебания (их называют чистый тон), но создает и сложные колебательные движения, дающие несколько тонов одновременно (их называют обертоны). Например, объект, который колеблется с основной частотой 500 Гц, может также образовывать обертоны с частотой 1000, 1500, 2000 Гц и т. д.

Когда такие сложные звуки воспринимает ухо, то возникает субъективное ощущение качества звука, которое называют тембром.

Тембр голоса обусловливается присоединением к основному тону добавочных тонов (обертонов), возникающих главным образом в резонаторной части голосового аппарата; индивидуальная тембровая окраска голоса позволяет нередко по голосу различать людей.


i 104

Запись колебаний фортепиано, соответствующих ноте «ля»



Одни звуки кажутся богатыми и полными, другие – таковыми не кажутся. Благодаря прежде всего различиям в тембре мы среди множества звуков узнаем голоса различных инструментов. Ноту ля, взятую на рояле, легко отличить от той же ноты, сыгранной на аккордеоне или ином инструменте. Если, однако, суметь отфильтровать и заглушить обертоны каждого инструмента, эти ноты нельзя будет различить!




Так же отличаются по тембру и голоса. Даже когда разные певцы будут петь одну ноту, наше ухо сможет различить их пение по тембру голоса и выяснить – это Наталья Могилевская или Руслана.

Вспомните, каким богатством тембров характеризуется звучание симфонического оркестра!

Большие художники прошлого – знаменитые скрипичные мастера Страдивари и Амати – тонко чувствовали голос и душу каждой созданной ими скрипки. Во многом это зависело именно от тембра звуков, рождаемых их превосходными инструментами.

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru