Исаак Ньютон (4 января 1643 г. – 31 марта 1727 г.)

Ньютон – выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики.

Исаак Ньютон родился в небольшом поселке Вулсторп в Англии. Отец Ньютона был небогатым землевладельцем, умершим незадолго до рождения сына. Начальное образование Ньютон получил сначала в сельской школе, а затем учился в школе соседнего городка Грантам, где он поселился на квартире у местного аптекаря.

Известно, что в школе Ньютон интересовался богословием, изучал несколько иностранных языков. Свободное время Исаак посвящал изготовлению различных механических игрушек, часов и т. п.

После окончания школы Ньютон готовится к поступлению в Тринити-колледж в Кембридже, куда его и приняли в 1660 г. как «сабсайзера» (т. е. бедного студента, который освобождается от оплаты за обучение, но который должен обслуживать бакалавров, магистров и обеспеченных студентов).

В 1664 г. Ньютон переходит на старший курс и получает звание «действительного студента». Уже тогда молодой исследователь привлек к себе внимание известного профессора И. Барроу, который стал его наставником.

С весны 1665 г. до конца 1666 г. Ньютон уже написал пять статей о новых сделанных им открытиях, имевших отношение к физике и математике (в частности, речь шла о дифференциальном и интегральном исчислениях). Ни одна из этих статей тогда не была опубликована, что, кстати, стало поводом для обвинений со стороны других ученых (в частности, Лейбница), которые считали, что сделали подобные открытия ранее.

В октябре 1669 г. его учитель Барроу передал Ньютону заведование кафедрой математики. С тех пор Кембридж стал центром физики и математики, а заведование кафедрой, на которой когда-то работал Ньютон, – делом чести английских ученых.

Надгробный памятник Ньютону

Первые работы Ньютона касаются оптики, хотя издал он их гораздо позже труда по механике. Широко известна полемика 1670-х годов Ньютона и Гука относительно свойств света. Крупным научным событием стал выход в 1687 г. выдающегося труда «Математические начала натуральной философии», в котором сформулированы основные идеи новой механики.

Интересно, что Ньютону пришлось заняться и политикой – с января 1688 г. по февраль 1690 г. он участвует в работе английского парламента.

После тяжелой болезни Ньютон в 1694 г. приступил к работе по теории движения Луны, но его друг, канцлер казначейства Ч. Монтеню пригласил Ньютона занять должность смотрителя Монетного двора, директором которого он стал в 1699 г.

Ньютон, кроме всего прочего, был еще и выдающимся философом, большое внимание уделял религиозным вопросам.

Когда в 1727 г. Ньютон умер, его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве – английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода».

А теперь все же остановимся на научных работах Ньютона. В основном они относятся к механике, оптике, астрономии, математике.

Ньютон сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, дисперсию света, развил корпускулярную теорию света, разработал (независимо от Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисления.

Его «Математические начала натуральной философии» содержали основные понятия классической механики, в частности понятия массы (которому Ньютон придавал большое значение как основному в механических процессах), количества движения, силы, ускорения, центростремительной силы и три закона движения (законы Ньютона) – закон инерции, закон пропорциональности силы ускорению и закон действия и противодействия.

Исходя из открытого им закона всемирного тяготения, Ньютон объяснил движение небесных тел (планет, их спутников, комет) и создал теорию тяготения. Открытие этого закона знаменовало переход от кинематического описания Солнечной системы к динамическому объяснению явлений и окончательно утвердило победу учения Коперника.

Он показал, что из закона всемирного тяготения вытекают три закона Кеплера; объяснил особенности движения Луны; развил теорию формы Земли, заметив, что она должна быть сжата у полюсов, теорию приливов и отливов; рассмотрел проблему создания искусственного спутника Земли и т. д.

Ньютон создал такую физическую картину мира, которая длительное время господствовала в науке («ньютоновская теория пространства и времени»). Пространство и время он считал абсолютными, т. е. неизменными при переходе к различным системам отсчета. С таким пониманием пространства и времени тесно связана его идея дальнодействия – мгновенной передачи действия от одного тела к другому на расстоянии через пустое пространство без помощи материи.

Ньютоновская теория дальнодействия и его научная схема мира господствовали почти до начала XX в. Впервые ее ограниченность обнаружили М. Фарадей и Дж. Максвелл, показав неприменимость ее к электромагнитным явлениям, а теория относительности, возникшая в начале XX в., окончательно доказала ограниченность классической физики Ньютона – физики малых скоростей и макроскопических масштабов.

Однако специальная теория относительности Эйнштейна не отвергла полностью закономерностей, установленных классической механикой Ньютона, а лишь уточнила и дополнила ее для случая движения со скоростями, сравнимыми со скоростью света в вакууме.

«Сейчас место ньютоновской схемы дальнодействующих сил заняла теория поля, изменились и его законы, но все, что было создано после Ньютона, является дальнейшим органическим развитием его идей и методов», – писал создатель теории относительности Альберт Эйнштейн.

Большим был вклад Ньютона в оптику. В 1666 г. с помощью трехгранной стеклянной призмы он разложил белый свет на семь цветов, получив картину, которую он назвал спектром. Тем самым Ньютон доказал сложность белого света (явление дисперсии).

Ньютон, пытаясь избежать аберрации в телескопах, в 1668–1671 гг. сконструировал телескоп нового типа – рефлектор – оригинальной системы, где, кроме линзы, использовалось вогнутое сферическое зеркало (его так и называют – телескоп-рефлектор Ньютона).

Ньютон исследовал явления интерференции и дифракции света, изучая цвета тонких пластинок. Открытые им цвета тонких пленок называют «кольца Ньютона».

Считают, что Ньютон был сторонником корпускулярной теории света, в которой свет воспринимался как поток особых частиц – «корпускул». Однако на разных этапах своих исследований Ньютон рассматривал возможность существования и волновых свойств света, в частности, в 1675 г. сделал попытку создать компромиссную корпускулярно-волновую теорию света. Результаты своих оптических исследований он изложил в знаменитом трактате «Оптика» (1704 г.).

Научное творчество Ньютона сыграло важную роль в истории развития физики. По словам А. Эйнштейна, Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, определяющие ход широкого класса процессов в природе, и «оказал своими работами глубокое и сильное влияние на все мировоззрение в целом».

В его честь названа единица силы в Международной системе единиц – ньютон (Н).

Великий ученый осознавал, что его открытие – это начало бесконечного поиска истины. Он говорил: «Не знаю, кем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, который развлекается тем, что время от времени ищет камешек более цветистый, чем обычно, или красивую раковину, тогда как неизмеримый океан истины расстилается передо мной неисследованным…»