Изобретатели термометра

Андерс Цельсий

(27 ноября 1701 г. – 25 мая 1744 г.)

Известный шведский астроном, физик и геофизик Андерс Цельсий родился 27 ноября 1701 г. в Упсале (Швеция).

Он закончил Упсальский университет и с 1730 г. до конца жизни был профессором этого университета. При его участии была организована Упсальская обсерватория, директором которой он стал в 1740 г.

В 1733 г. Цельсий опубликовал данные наблюдений северного сияния, которые он получил вместе с другими астрономами в период с 1716 по 1732 год. Цельсий также впервые измерил яркость звезд.

В 1733 г. Цельсий принимал участие в экспедиции, целью которой была проверка гипотезы Ньютона о том, что Земля сплющена на полюсах. Ученый участвовал в Лапландской экспедиции 1736–1737 гг. по измерению длины меридиана.

В 1742 г. он опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды в условиях нормального атмосферного давления была принята за 0°, а температура таяния льда – за 100°. Одно деление такой шкалы составляет 1/100 этой разницы.

Позже шведский биолог К. Линней «перевернул» эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия.

Умер Цельсий в Упсале 25 апреля 1744 г.

В честь него назван минерал «цельзиан» – бариевый полевой шпат. Встречается цельзиан чаще всего в месторождениях, обогащенных марганцевыми породами, он найден в Украине, в Швеции, Японии и других странах.

Рене Реомюр

(28 февраля 1683 г. – 17 октября 1757 г.)

…В 1710 г. президент Французской Счетной палаты Монпелье Бок представил в Академию наук чулки и перчатки, связанные из паутины паука-крестовика. Они были очень красивые, легкие и очень прочные. Сразу возникли грандиозные планы широкого применения паутины. Только один ученый смог остудить пыл мечтателей-академиков. Рене Реомюр скрупулезно подсчитал, что для выработки одного фунта такой пряжи нужного 663 552 паука…

Французский естествоиспытатель Рене Реомюр обычно ассоциируется с изобретением спиртового термометра с температурной шкалой («шкала Реомюра»), которая так и не прижилась. Сделал он это в 1730 г.

Но он был прежде всего биологом, его «Мемуары по естественной истории насекомых» – образец добросовестной научной работы. Но если сказать еще точнее – Реомюр был ученым-универсалом, что является достаточно редким явлением с точки зрения нынешнего времени.

Таинственная преобразовательная сила, ответственная за преобразования в живом и неживом мире, – главная идея Рене Реомюра. Он осуществляет странный опыт – кормит пернатых хищников мясом, помещенным в железные капсулы с множеством дырочек. Через некоторое время капсулы выходят наружу – без мяса. Это в корне меняет представление ученых о работе желудка, которому тогда предписывали чисто механическое дробление пищи. С подачи Реомюра, его коллега-натуралист Лазар Спалланцани доказывает, что на еду в желудке влияет желудочный сок, который расщепляет ее.

Широта интересов Реомюра помогает ему работать на стыке разных областей знаний. Так, изучая ос, ученый открыл, что они используют для строительства гнезда растительные волокна, а материал, получаемый ими, очень похож на картон. Это натолкнуло Реомюра на мысль, что бумагу нужно изготавливать из древесины, а не из старой одежды, как это делали в Европе в то время.

А изучение процессов замерзания веществ привело Реомюра к изобретению нового метода приготовления мороженого, которое отличалось необыкновенной мягкостью.

Реомюр так и не нашел свою преобразовательную силу, но доказал всей своей жизнью, что познание – мощная преобразовательная сила в природе!

Габриэль Даниэль Фаренгейт

(14 мая 1686 г. – 16 сентября 1736 г.)

Немецкий физик Габриэль Даниэль Фаренгейт родился 24 мая 1686 г. в г. Данциг (ныне Гданьск, Польша).

Изучал физику в Германии, Голландии и Англии, но начал с коммерческих сделок, изучая их в 1702–1706 гг. в Амстердаме.

Почти всю жизнь прожил в Голландии, где производил точные метеорологические приборы. В 1709 г. изготовил спиртовой термометр, в 1714 г. – ртутный термометр, применив новый способ очистки ртути.

Для ртутного термометра Фаренгейт построил шкалу, имеющую три реперные точки: 0° соответствовал температуре смеси «вода – лед – нашатырный спирт», 96° – температуре тела здорового человека, а за контрольную температуру было принято значение 32° для точки таяния льда. Температура кипения чистой воды по шкале Фаренгейта составила 212°.

Шкала Фаренгейта применяется во многих англоязычных странах (например, в США), хотя сейчас она уже начала уступать место шкале Цельсия.

(Кстати, известный роман писателя-фантаста Рэя Брэдбери называется «451° по Фаренгейту» – поскольку температура горения бумаги по шкале Фаренгейта имеет именно такое значение.)

Кроме изготовления термометров, Фаренгейт совершенствовал барометры и гигрометры (приборы для измерения влажности воздуха). Исследовал также зависимость изменения температуры кипения жидкости от атмосферного давления и растворенных в ней солей, открыл явление переохлаждения воды, составил таблицы удельного веса тел.

Умер Фаренгейт в Гааге 16 сентября 1736 г.