Джеймс Прескотт Джоуль (24 декабря 1818 г. – 11 октября 1889 г.)

Джеймс Прескотт Джоуль – известный английский физик, один из первооткрывателей закона сохранения энергии, член Лондонского Королевского общества (с 1850 г.).

Дж. П. Джоуль родился в Солфорде. До пятнадцати лет Джоуль воспитывался и получал образование в семье отца, богатого пивовара, затем работал на заводе, изучая одновременно математику, химию и физику под руководством известного физика и химика Джона Дальтона.

Первые научные работы Джоуля, относящиеся к 1838–1840 гг., касаются исследования законов электромагнетизма. Он внес значительный вклад в изучение электромагнетизма и тепловых явлений, в создание физики низких температур, в обоснование закона сохранения энергии. Джоуль установил (1841 г.; опубликовано в 1843 г.), что количество тепла, которое выделяется в металлическом проводнике при прохождении через него электрического тока, пропорционально электрическому сопротивлению проводника и квадрату силы тока.

Изучая тепловые действия токов, Джоуль в 1843 г. убедился в существовании предвиденной Майером зависимости между работой и количеством выделенного тепла и нашел численное отношение между этими величинами – механический эквивалент тепла.

После переезда в 1843 г. в Манчестер Джоуль неустанно изучает тот же вопрос и в 1847 г. сообщает о результатах своих исследований на заседании Британской ассоциации ученых в Оксфорде.

В 1854 г. Джоуль продает пивоваренный завод, оставшийся ему от отца, и целиком посвящает себя науке. Неустанно работая в одной и той же области, Джоуль в течение своей жизни опубликовал девяносто семь научных статей, большинство из которых имеет отношение к применению механической теории тепла к теории газов, молекулам, физике и акустике и относится к классическим работам по физике.

Джоуль был членом Лондонского Королевского общества и почетным доктором Эдинбургского (с 1871 г.) и Лейденского (с 1875 г.) университетов, был дважды награжден медалями Королевского общества; в 1878 г. ему была назначена правительством пожизненная пенсия в 200 фунтов стерлингов.

В его честь названа единица работы – джоуль (Дж).