ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ 5-11 КЛАССОВ ИГРОВОГО И ДИСКУССИОННОГО ТИПА

 

История древнего мира, средних веков и раннего нового времени

Игровые

Документы свидетельствуют, что в разгар праздника в Древнем Египте выставляли деревянный саркофаг с му­мией. Какими словами сопровождал такой «сюрприз» хозяин?

Что бы вы сказали о своих впечатлениях от лица путешест­венника из восточной страны, который случайно оказался в древнегреческом театре на представлении, в котором вы­смеивалось должностное лицо?

Что мог ответить Перикл молодому афинянину, выступив­шему на народном собрании за улучшение положения рабов?

Представьте, что вы находитесь в доме афинского ремеслен­ника Аполлония. Он показывает дом, мастерские, жалует­ся на большие расходы. Охарактеризуйте от его имени по­рядки в Афинах.

Придумайте диалог участников афинского обеда. Не забу­дьте, что самым распространенным развлечением за столом грека была игра: вопрос-ответ.

Царь Пирр, родственник Александра Македонского по ма­теринской линии, боролся за македонский престол и даже одно время был царем Македонии. Как бы отнесся Алек­сандр Великий к Пирру и «пирровой победе», будь он его современником? Возьмите у него по этому поводу ин­тервью.

Попытайтесь сформулировать основные требования рим­ских плебеев от лица их представителя, попавшего на засе­дание Сената.

Выскажите от лица республиканца или сторонника Цезаря доводы в защиту монархии или республики в государствен­ном устройстве Рима.

Какие обещания мог давать кандидат на должность консула в Древнем Риме во время своего предвыборного выступле­ния? Составьте его предвыборную речь.

Составьте рассказ об одном дне римского императора, само­стоятельно избрав его форму: страницы из дневника самого императора, письма или свидетельства о его жизни при­ближенного ко двору, записки иноземного посла, побы­вавшего в Риме.

Представьте, что вы сценарист и режиссер диафильма «Основание Рима», распишите его по кадрам.

Какие вопросы могли обсуждать вождь и его дружина во время очередного пира? Организуйте театрализованное представление «Военный вождь с дружиной» и составьте диалоги.

Опишите впечатления свободного франка, присутствовав­шего на военных смотрах, от описанного в документе слу­чая с Суассонской чашей.

Составьте рассказ от имени франка - участника завоевате­льных войн в Галлии, о его жизни после возвращения в род­ное село.

Представьте, что вы берете интервью о Хлодвиге у состарив­шегося в походах франка-крестьянина и молодого королев­ского дружинника. Запишите это интервью.

25 декабря 800 г. в Римском соборе св. Петра в Риме прохо­дил торжественный молебен, во время которого папа возло­жил на голову короля корону римских императоров. «От лица» самого короля расскажите о причинах события.

Используя картинный план, составьте подробный рассказ о вашем путешествии в поместье феодала от лица воина, мо­наха или самого феодала.

Представьте, что вы находитесь в ратуше на заседании го­родского Совета. Опишите участников заседания и рас­скажите о том, какие вопросы обсуждались на этом засе­дании.

Составьте картинный план «Путешествие по Сене и Луаре в 13 веке», используя знания о хозяйстве и социальной жиз­ни Франции того времени.

Что могли сказать в интервью представители трех сословий по поводу внеочередного сбора денег для войны короля с графом Тулузы?

Опишите от лица представителей трех сословий заседание Генеральных штатов. Составьте тексты их выступлений на этом собрании (или в палате английского парламента).

Какие проблемы могли обсуждаться на цеховых собраниях ремесленников? Расскажите о них от лица «очевидца».

Представьте себе, что вы берете интервью у представителей «дворянства мантии» и «дворянства шпаги» по поводу сис­темы управления и привилегий во Франции. Что противо­речивого будет в их ответах?

Напишите об одном дне французского короля, самостояте­льно избрав форму повествования: воспоминания короля, странички мемуаров министра, записки заговорщика, пра­вила придворного этикета.

Дискуссионные

Согласитесь или опровергните признание древнего грека о том, что вся мудрость и искусство заимствованы ими из Древнего Египта?

Что вы можете возразить по поводу утверждения: «море ци­вилизовало греков»?

Природно-климатические условия Древней Греции были крайне неблагоприятны для развития земледелия, ко­торое было поэтому неперспективной отраслью хозяй­ства. Зато страна была достаточно богата полезными ископаемыми - сырьем для изготовления ремесленных изделий. Между тем, сельскохозяйственный труд, по свидетельству Ксенофонта, ценился в Древней Греции выше, чем другие виды деятельности. Объясните это про­тиворечие.

Справедливо ли высказывание о том, что «Парфенон кор­мил афинских граждан»?

А. Тойнби пишет в книге « Исследование истории », что если бы Александр Македонский не умер от лихорадки в возрас­те 33 лет, то умер бы в 69 лет, и развитие мира могло бы пой­ти по иному пути. В результате буддизм получил бы распро­странение в Европе. Что имел в виду английский историк, согласны ли вы с ним?

Справедливо ли мнение о том, что «греки наблюдали мир, а римляне им овладевали»?

Представители рода Сципионов и их сторонники полагали, что покоренные Римом народы должны быть не рабами, а клиентами, что Рим не нуждается в новых провинциях и следует оставить у власти побежденных царей и других пра­вителей в качестве союзников римского народа. Их ярост­ным противником был римский сенатор Марк Порций Ка- тон Старший, вокруг которого группировались сторонники жесткой политики по отношению к побежденным. Кто, на ваш взгляд, был из них прав?

Существует мнение, что не последнюю роль при смене рес­публиканской формы правления монархической сыграл де­мографический фактор: за сто лет в число римских граждан влилось большое количество вольноотпущенников и их по­томков. Эта категория населения, у которой привычка угождать господам переросла в привычку раболепствовать перед принцепсами, стала опорой империи. Обсудите, мог­ла ли демографическая ситуация повлять на изменение го­сударственного строя?

Греки с презрением относились к ремеслу, однако, доби­лись значительных успехов в обработке мрамора, создании гончарных изделий, торевтике (рельефной обработке ме­таллов), короплатике (изготовлении статуэток). В Древнем Риме относились с еще большим презрением к этому заня­тию, которое считалось недостойным делом. Однако, Рим превзошел все страны ремесленными достижениями: там производили кирпич, керамические трубы, бесцветное про­зрачное стекло, бетон, создали арку, рельефную керамику, ткани, обувь и изысканную мебель. Обсудите, в чем причи­ны этого противоречия.

Некоторые историки долгое время изображали варваров ди­кими народами, вышедшими из лесов и не знавшими циви­лизации. Приведите доводы, опровергающие это мнение или защищающие его.

Согласны ли вы с утверждением, что никто в средневековой Византии, включая императора, не был свободен?

В раннем средневековье понятия «мораль» и «право» были неразделимы в сознании людей. Об этом, например, капитулярий Карла Великого. Приведите примеры из других документов, подтверждающие или опровергаю­щие это утверждение.

Проведите дискуссию по поводу причин средневековой «технической отсталости». Можно ли полагать, что одной из ее причин являются психологические установки того времени: технические изобретения, как и любые нововведе­ния, считались грехом, ибо они нарушали привычный ритм жизни?

Согласны ли вы с известными высказываниями Ж. Лe Гоффа: а) «средневековье - пасынок истории», б) «средне­вековый человек был странником по своей сути и по при­званию»?

С.И. Лучицкая пишет о том, что монашество было носите­лем культуры, просвещения, самым образованным классом средневековья. Согласитесь или опровергните утвержде­ние. Свою точку зрения аргуменритуйте.

Как  вы отнесетесь к высказыванию средневекового хро­ниста Ричарда Девизского о городской коммуне: «Пу­зырь народной спеси, страх королевству, тлен для духо­венства»?

Какому слою общества в средние века покровительствова­ла древнеримская богиня Фортуна. Проведите дискуссию по рядам, где каждый ряд представит одно из трех сосло­вий.

Проведите дебаты по вопросу: можно ли считать Великую Хартию вольностей первой в мире конституцией? При отве­те используйте сам источник.

Согласны ли вы с мнением историков о XIII веке, который они называют «пиком европейского средневековья»?

Справедливо ли мнение о том, что Столетняя война породи­ла войну Алой и Белой Розы?

Докажите или опровергните точку зрения историков о том, что вся история средних веков - это борьба христианского и мусульманского миров?

Можно ли согласиться с мнением перуанского исследовате­ля Марьятечи, который назвал Конкисту «последним крес­товым походом » ?

Биографы Колумба давали диаметрально противополож­ные оценки его деятельности. Одни изображали его досто­йнейшим представителем эпохи Возрождения, ее героем.

Другие - дилетантом, авантюристом, который добрался до западного материка случайно, благодаря нечистой силе. Попробуйте выступить от лица сторонников Колумба и его противников.

Некоторые ученые всерьез полагают, что если бы не болезни и эпидемии, то европейцы так и не смогли бы покорить ин­дейцев (эпидемия оспы в 1519 году, малярии и кори в 1529 году, тифа - в 1545, гриппа - в 1588 году). Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, то опровергните его.

Согласны       ли со следующей оценкой религиозных войн во Франции: это был «кризис на излете средневековья»?


История Отечества, новая и новейшая история зарубежных стран

Игровые

Представьте, что вы археолог, и за вашими плечами - боль­шой опыт раскопок, интересные находки, научные статьи. Во время вашей последней экспедиции была найдена стоян­ка первобытного человека, на ней обнаружены проколки, рубила, зола, кости крупных животных, останки древне­йшего человека. Напишите «отчет» по результатам раско­пок, датируйте стоянку.

Расскажите от имени византийского хрониста Прокопия об отношениях Византии и Руси.

Вы представляете одну из трех социальных групп Киевской Руси - духовенство, княжеско-дружинную прослойку, кре­стьян. Вам надо сказать несколько слов о новой вере, вве­денной князем Владимиром.

Еще вчера вольные люди Микула, Ждан и Вокша ныне по­пали в кабалу к князю Изяславу. Они обратились к князю за купой (ссудой зерном, скотом, плугом и бороной) и по раз­ным причинам. Расскажите, какие обстоятельства застави­ли этих людей заключить кабальный договор и в чем он выражался?

Вспомните известную картину И.Я. Билибина «Суд во вре­мена «русской правды». На княжеском дворе судят смерда Луку. Он стоит на коленях с засученными рукавами, гото­вясь к испытанию раскаленным железом. Со ступенек княжеских хором за происходящим наблюдают бояре.

Составьте подробный рассказ с репликами участников со­бытия, изображенного на картине, о суде на Руси, опреде­лите, за что судят Луку и каков будет приговор? По каким признакам будут судить о его невиновности?

Представьте, что вы работаете экскурсоводом по «Золотому кольцу» России (Ярославль, Суздаль, Владимир, Ростов). Подготовьте рассказ экскурсовода об одном из сооружений Владимиро-Суздальской земли (например, о Боголюбове- бывшей резиденции князя А.Боголюбского).

Приведите те аргументы, которые сообщили для объясне­ния своего отношения к объединению русских земель в еди­ное государство: а) коломенский боярин Алексей, б) туль­ский кузнец Иван, в) игумен Кирилло-Белозерского мона­стыря Кирилл, г) костромской крестьянин Федор.

Составьте маршрут для иностранца-путешественника, ко­торый бы позволил ему в короткий срок узнать как можно больше о русской культуре XVI века.

Представьте, что вы Иван Гурьев, астраханский купец XVII века. Ваш отец разбогател на соляной торговле и оставил вам, старшему сыну и наследнику, солидный капитал. Как истинный купец, вы стараетесь умножить свой капитал, за­ключая выгодные торговые сделки, участвуя в крупных ежегодных ярмарках. Опишите ваши торговые успехи; на­зовите ярмарки, на которые вы выезжаете ежегодно, това­ры, которые вы продаете и покупаете. Поделитесь некото­рыми секретами приумножения капитала.

Вообразите, что вы - Семен Иванов сын Петров, кабаль­ный холоп боярина Петра Салтыкова и придерживаетесь старой веры своих отцов и дедов; призываете к борьбе про­тив Никона, к бегству, к «огненному крещению». Объяс­ните, почему вы не приняли нововведений патриарха Ни­кона и ушли в раскол. Расскажите о своей судьбе преследу­емого раскольника.

Представьте, что вы - герои картины И. Репина «Запорож­цы», которые пишут гордый ответ турецкому султану: «Твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою...» Продолжите историю о том, что могли запорож­цы обсуждать и о чем они могли написать султану.

В победной реляции (донесении) о Полтавской битве сказа­но, что «совершенная виктория (победа) одержана через его царское величество, славное оружие и храбрость нача­льных командиров и солдат». Представьте, что вы - Ники­та, сын Михаилов, гренадер Новгородского полка, участ­ник Полтавской баталии. Какое участие в совершении «виктории» принимали вы? Опишите эпизоды битвы и те чувства, которые вы испытывали во время ее победоносно­го завершения.

Вообразите, что вы - секретари петровской мануфактура- коллегии. Президент коллегии поручил вам составить по­дробную реляцию (донесение) о заводчиках фабрик и ману­фактур, их пожитках и достоинстве, о сделанных на ману­фактурах потребных вещах и приеме работных людей, покупке к заводам деревень. Говоря современным языком, вы должны собрать сведения о том, кто является владель­цем мануфактур: происхождение этих людей, их капиталы, сведения о выпускаемых товарах, о работающих на ману­фактурах людях. Каждый секретарь выбирает одно из ука­занных направлений, выбирает обер-секретаря, изучает не­обходимые источники.

Выступите от имени родовитого боярина Бориса Буйносова. В своей родовой вотчине он живет по старинке, как завеща­ли отцы и деды. Опишите, как изменился этот уклад после воцарения Петра Алексеевича. Выразите свое отношение к европейским нововведениям царя.

Составьте манифест от имени Е. Пугачева и его сподвижни­ков. Начните так: «Жалуем сим именным указом с монар­шим нашим милосердием...»

Подготовьте экскурсию по одной дворянской усадьбе, в ко­торой вам приходилось бывать или о ней читали книги. Включите следующие данные: местоположение усадьбы, ее обитатели, основные постройки, парк, комнаты парадного дома, обстановка и интерьер, ритм жизни.

Представьте, что вы находитесь на заседании Академии ху­дожеств XVIII века. Составьте выступление поэта 18-го века, либо зодчего, живописца или скульптора.

Возьмите        интервью на тему: «Почему Россия в начале XIX века не стала конституционной монархией?» у одно­го из следующих лиц: а) члена Государственного Совета, б) министра, в) губернатора, г) чиновника, д) члена тайно­го общества.

Заполните анкету (личный листок) от имени вымышленного декабриста. Включите в нее данные о возрасте, происхожде­нии, образовании, служебном положении (профессии), поли­тических симпатиях и качествах личности своего героя.

Напишите небольшое сочинение «В губернском городе N», используя картину М.В. Добужинского «Город в николаев­ское время» от имени: а) состоятельного жителя-купца, б) будочника, изображенного на картине, в) одного из играю­щих детей, г) дамы - героини картины.

По картине Г.Г. Мясоедова «Земство обедает» можно судить о характере земской реформы. У крыльца земской управы земские депутаты «подкрепляются» черным хлебом и лу­ком, а в открытом окне над ними виден официант, перети­рающий тарелки для обильного обеда господ. Крестьяне разговаривают между собой. Составьте их диалог.

От лица народника напишите небольшую газетную статью. Придумайте название газеты.

Придумайте историю жизни героя картины И. Репина «Не ждали».

Составьте рассказ о купце XIX века: чем он занимался, ка­ков был его характер, как он разбогател, куда и на что тра­тил деньги. Используйте высказывание Ф.И. Шаляпина: «Русский купец - это простой русский крестьянин, кото­рый после освобождения от рабства потянулся работать в го­род. В этом человеке есть, как и подобает, ум, сметка, расто­ропность и энергия».

Представьте, что вы участвуете в беседе средневекового фи­лософа и гуманиста Возрождения. Воспроизведите эту бесе­ду. Чья позиция вам ближе?

Флоренцию конца XV века современники называли очагом гуманизма, признавали за ней славу богатого и веселого го­рода. От имени путешественника, посетившего Италию, расскажите о пребывании во Флоренции. Придумайте имя и биографию своего героя, цель его приезда в Италию: тор­говля или дипломатические дела.

Как бы мог ответить основатель ордена иезуитов И. Лойола на обвинения в адрес иезуитов в том, что они добиваются влияния с помощью коварства, лести, вероломства, лукаво­го красноречия и наглого обмана? Возьмите у него интервью по этому поводу.

Представьте, что вы - современник кардинала Рише­лье. Расскажите о нем и его деятельности от имени: а) провинциального интенданта, б) придворного аристо­крата-заговорщика.

Представьте, что вы - скульптор эпохи Просвещения. Ка­кой бы памятник вы предложили для данного времени? Если вы вообразите себя живописцем, то придумайте эмб­лему, отражающую «век Разума и Света».

После Бостонского чаепития в колониях стали распростра­няться прокламации, призывающие к независимости, раз­рыву с метрополией. Придумайте собственный вариант про­кламации, посвященной событиям 5 марта 1770 года, когда в Бостоне пролилась кровь, и английские солдаты стреляли в местных жителей.

Представьте, что вы - один из первых американских по­селенцев. Считаете ли вы, что индейцы должны потесни­ться, уступить вам место, как полагают сами американ­цы? Или возможно другое решение? Дайте интервью на эту тему.

Вас как композитора попросили написать патриотическую песню для солдат Французской революции. Какой текст вы бы выбрали для своей музыки?

Вообразите, что вы участвуете в разработке плана создания союза европейских государств в первой половине XIX в. Сформулируйте основные положения такого плана.

Представьте себе, что вы живете в 1904 г. От имени жите­ля одной из европейских стран оцените роль географиче­ского фактора в предстоящей войне с Японией. Выскажи­те предположения о победах и поражениях России в будущей войне.

Вообразите, что вы живете в одной из европейских стран в 1914 г. Выберите страну, профессию и имя героя. Как вы встретили известие о войне? Дайте интервью на тему: кто и почему победил в первой мировой войне?

Существует точка зрения, что любая бывшая колония не сумеет преодолеть разрыв с ведущими развитыми страна­ми и неизбежно попадет в зависимость. Дайте интервью от лица руководителя бывшей колонии по поводу западной капиталистической и социалистической моделей развития государства.

Дайте интервью от имени представителей различных со­циальных слоев по поводу внедрения компьютера в нашу жизнь.

Опишите, как будет выглядеть город будущего от лица его жителя.

Дискуссионные

Историки подсчитали, что князь Святослав прошел похода­ми не менее 8000-8500 км. Иногда Святослава обвиняют в излишней воинственности, безрассудной драчливости, на­зывают его «авантюристом, предводителем бродячей дру­жины». Какие доводы можно привести в опровержение этих обвинений?

Историк Б.А. Рыбаков называет Киевскую Русь «нянькой, воспитавшей и охранявшей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств». Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

Справедливо ли называть Новгород «Окном в Европу» Древ­ней Руси?

В.О. Ключевский писал о Новгородском вече: «На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Решение составлялось на глаз, лучше ска­зать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству го­лосов». Сегодня историки опровергают эту точку зрения. Попробуйте сделать это и вы.

Исследователи образно называют храмы «глубинной кни­гой эпохи». На примере одного из древнерусских храмов попробуйте подтвердить или опровергнуть данную точку зрения.

Историки до сих пор спорят, как нужно было вести себя рус­ским князьям во время вторжения монголо-татар на Русь: помогать осажденным городам, изматывать врага по лесам, не встречаясь в генеральном сражении, или, наоборот, при­нять его, и выжидать, ибо зимой конное войско татар не ре­шилось бы на вторжение. Что вы об этом думаете? Пораз­мышляйте на эту тему.

Историки ведут споры, почему Батый не дошел до Новго­рода. Согласно одной версии, татары испугались весенней распутицы. Другая: монголы не хотели разорять торго­вые пути Новгорода. Третья: на них «дохнуло» поражени­ем. Какова ваша версия? Почему богатый Новгород (об этом не могли не знать завоеватели) не был подвергнут ра­зорению?

Какие факты дали основание упрекнуть А. Невского в со­трудничестве с ордынцами? Какие доводы вы могли бы при­вести в опровержение этой точки зрения?

Л.H. Гумилев в отличие от большинства историков не считает ордынское нашествие игом, монголов называет спасителями Руси от Запада. Согласны ли вы с мнением историка?

Как  вы объясните прозвище «Тишайший» царя Алексея Михайловича, учитывая, что не было тишины ни в его ха­рактере, ни во время весьма бурного царствования: разин­щина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол?

Обсудите проблему: трудно ли было стать грамотным чело­веком в XVII веке?

Согласитесь ли вы с известным высказыванием о том, что «Петр I произвел революцию на русской кухне»?

Как вы прокомментируете утверждение современника Ива­на IV Ивана Пересветова: «Государство без грозы, что конь без узды». Обсудите проблему: жестокость и террор свидете­льствуют о силе царской власти или о ее слабости?

Можно ли сравнить Ермака с Колумбом? Западные истори­ки утверждают, что покорение Ермаком Сибири ничем не отличалось от экспедиций европейцев в Азию, Африку и Америку. При помощи каких фактов можно опровергнуть это мнение?

Можно    ли сравнить опричников со средневековым духов­но-рыцарским орденом, ведь они носили монашеское оде­яние?

Выразите свою точку зрения на высказывание художника И.Е. Грабаря о том, что собор В. Блаженного скорее одинок в русском искусстве, нежели типичен для него?

Историк XIX века П. Буцинский писал: «Я не разделяю того мнения, что будто бы алчность к наживе вела русских все далее вглубь Сибири... Нет, помимо материальных ин­тересов ими руководил необыкновенный дух предприимчи­вости, страсть к рискованным предприятиям, жажда зна­ния... Об этом свидетельствуют неопровержимые историче­ские факты». Какие факты вы можете привести в поддерж­ку или опровержение этой точки зрения?

Часто принято утверждать, что во времена Екатерины II на­шла свое продолжение петровская эпоха. На каких фактах основано, по вашему, такое утверждение? Можно ли его опровергнуть?

Попробуйте высказать доводы в опровержение или поддер­жку следующего обвинения: «Емельян Пугачев и его спод­вижники обвиняются в том, что нанесли ущерб экономике страны, обострили внутреннюю и внешнюю обстановку в России. Восставшие грабили, убивали помещиков, громили усадьбы и даже разрушали целые города. Они чинили само­суд над ни в чем не повинными людьми. Такой случай рас­правы с семьей коменданта Белгородской крепости описан в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Какое из двух мнений о России начала XIX века вам кажет­ся более реальным:

Александр I: «Мое несчастное отечество находится в поло­жении, неподдающемся описанию. Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние унич­тожены».

Р. Мак-Грю: «Фактически то, что Павел завершил за четыре года и три месяца своего правления оказалось основопола­гающим для России первой половины XIX в.»?

Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородинская битва: победой или поражением? Е.В. Тарле, А.З. Манфред считают, что победа была за Рос­сией: нравственная, моральная. Б. С. Абалихин считает, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей, и поэтому была ничья. Н.А. Троицкий считает победителем в битве Наполеона - с точки зрения материальных потерь. Какова ваша точка зрения?

Пожар Москвы в 1812 г. - событие, вокруг которого также спорят историки. Одни считают, что Москва подожжена по приказу русского военного командования или губернатора города В.Ф. Ростопчина, другие, что город подожгли фран­цузские мародеры или русские патриоты. Ваша точка зрения?

В. О. Ключевский назвал споры западников и славянофи­лов «богатырскими битвами». На чью позицию вы бы стали в этих битвах? Согласны ли вы с В.Г. Белинским, ко­торый назвал западников «беспаспортными бродягами че­ловечества», а славянофилов - «витязями прошедшего и обожателями настоящего»?

Существует две точки зрения на земства в России в XIX веке. Согласно первой, земства - это зародыш конституци­онного строя. Согласно второй, земства имели очень мало влияния и власти, а по сути в стране управляла администра­тивная власть. Ваше мнение?

Обвинитель К.И. Кессель говорил о том, что Вера Засулич имела заранее обдуманное решение лишить жизни градо­начальника Трепова и стреляла в него. П.А. Александров уверял в том, что главный мотив поступка подсудимой - защита политического арестанта, над которым было совер­шено позорное сечение. Будь вы в составе присяжных засе­дателей, какой вердикт вы бы вынесли: а) виновна, б) не­виновна, в) виновна, но заслуживает снисхождения. Ваши соображения?

Можно ли согласиться с тем, что кальвинистское учение способствовало капиталистическому развитию в странах Западной Европы? Как вы оцените высказывание француз­ского философа Вольтера: «Кальвин открыл двери мона­стырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Верно ли утверждение, что в XVII в. церковь препятствова­ла развитию науки? Свое мнение аргументируйте фактами из истории науки.

Какая задача, на ваш взгляд, была более приоритетной для правителей европейских держав в XVII-XVIII вв.: взять верх над своими соперниками в Европе или захва­тить больше заморских колоний? Обоснуйте фактами свой ответ.

Некоторые     историки считают, что промышленный пере­ворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы благодаря ее удачному географическому положе­нию, способствовавшему в XVII-XVIII вв. развитию море­ходства и морской торговли. Согласны ли вы с этим мне­нием?

Обсудите, с точки зрения правоты, мнение историка, кото­рый писал: «Великий террор - это порождение политической философии М. Робеспьера, доведшего до логического пре­дела взгляды Ж.-Ж. Руссо, его три тезиса:

-  идея «единой воли» народа, не допускающая никаких различий во мнениях;

идея «парламентных врагов», строящих козни против республики;

- идея торжества политики и морали, которые с необходи­мостью вели к неукоснительному и бесконечному приме­нению гильотины?

В политике каких еще государств и когда эти идеи нашли свое воплощение?

Некоторые историки утверждают, что, выиграй Наполеон сражение при Ватерлоо, судьба Франции и России могла бы сложиться по-иному. По мнению других, если не при Ватер­лоо, то в другой битве очень скоро все равно Наполеон был бы разбит. Как вы думаете?

Разделяете ли вы утверждение, что либерализм по своей сути является скрыто консервативной теорией, нацелен­ной, прежде всего, на противодействие передовым идеям века? Свое мнение обоснуйте.

Выскажите свое отношение к мнению американского уче­ного С. Хантингтона: «Людей толкает к консерватизму шок, вызванный теми или иными событиями, ужасное чув­ство, что общество и институты, которые они одобряют или принимают и с которыми они тесно связаны, могут вдруг прекратить существование».

Можно ли утверждать, что на Парижском конгрессе 1856 г. был победитель или победители?

В исторической литературе утвердилось название «фран­ко-прусская война». Между тем, в войне участвовала не то­лько Пруссия, но и весь возглавляемый ею Северогерман­ский союз, а также связанные с ним военными договорами южногерманские государства (Бавария, Баден, Вюртем- берг). Предложите свое название войны.

Согласны       ли вы со следующим мнением немецкого со­циал-демократа Э. Бернштейна: «французская револю­ция 1848 г. и Парижская коммуна 1871 г. были не «локомотивами истории», а событиями, отбросившими далеко назад Францию»? Аргументируйте свою точку зрения.

Можете ли вы принять высказывание современников: «Им­прессионисты- якобинцы живописи»?

С     какой точкой зрения вы бы согласились, а какую оспо­рили:

- К.Маркс: «Революции - локомотивы истории».

- Н. Бердяев: «Революции всегда бывают неудачны, удач­ных революций не бывает и быть не может».

- Ж. Жорес: « Революции - варварская форма прогресса » ?

До сих пор не утихают споры о виновниках 1-й Мировой войны. Одни возлагают всю вину на Германию и Авст­ро-Венгрию, другие - на Сербию и Россию, третьи - весьма сурово отзываются об английской и французской диплома­тии, четвертые считают, что виноваты все державы. Ваше мнение?

Можно ли было избежать 1-й Мировой войны? Обсудите, кто и почему победил в Первой Мировой войне?

Имелась ли альтернатива развитию политических событий в России в октябре 1917 г.? Какие меры могли бы изменить их ход? Как вы полагаете, изменилось ли что-либо, если бы Ленин выполнил решение ЦК собственной партии и оста­вался бы в подполье?

Выскажите     свои соображения по поводу прихода к власти сравнительно малочисленной или малоизвестной до революции партии большевиков. Почему им удалось удержать власть в дальнейшем? Если объяснять терро­ром, то почему аналогичные методы не помогали бело­гвардейцам?

Согласны ли вы с оценкой Деникиным периода 1917-21 гг., которые он назвал «русской смутой»?

Почему в гражданской войне победили большевики? Как повернулось бы развитие России в случае победы Белого движения?

После окончания войны страна Советов оказалась в состоя­нии глубокого кризиса. Предложите собственный проект выхода из кризиса. По силам ли он был руководству Совет­ской России?

Сегодня некоторые историки все еще считают позицию JI. Троцкого по затягиванию переговоров и ультиматума при подписании Брестского мира предательством и своево­лием. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Можно ли всерьез считать взгляды JI. Троцкого реальной альтернативой сталинскому режиму? Могла ли внутрипар­тийная борьба 20-х гг. привести к демократизации партии и общества? Означал ли разгром JI. Троцкого и его сторонни­ков конец дискуссии в партии и государстве?

Поразмышляйте: что утратили, а что приобрели в духовной жизни люди Советской России в годы НЭПа?

Кто был прав - Сталин и его окружение или оппозиция? Последняя обвиняла Сталина в термидорианстве, а партию - в перерождении. Правы ли они? Насколько основатель­ны эти обвинения? Смогли ли бы сами оппозиционеры по­вести нашу страну по иному пути? Каким мог бы быть этот путь?

Несмотря на выявившуюся несостоятельность гигантских сталинских расчетов и очень высокую цену достигнутого, пятилетки значительно продвинули индустриальное разви­тие страны. Оправданы ли были такие планы и пути их реа­лизации? Как, по вашему мнению, следовало осуществлять индустриализацию страны?

Как вы полагаете, связаны ли были истоки современных межнациональных проблем в нашей стране с их решением в 20-30-е гг.

Долго считали, что заключив с Германией договор о ненапа­дении, СССР получил два года передышки. Как вы полагае­те, кто мог использовать этот договор более эффективно - СССР или Германия? Свое мнение аргументируйте.

Была ли неизбежной Вторая мировая война? Что могло бы остановить подготовку к ней? Почему не удалось создать си­стему коллективной безопасности в Европе?

Как известно, не все в Европе встречали с восторгом армию- освободительницу. Определенная часть населения освобож­даемых стран в той или иной мере была связана с оккупаци­онным режимом. Коллаборационисты и их последователи требуют одинаковых почестей для тех, кто сражался по обе стороны фронта и призывают к примирению. Можете ли вы согласиться с оценкой советских войск как оккупантов? Возможно ли такое примирение?

Существуют две точки зрения по поводу войны на Дальнем Востоке в 1945 г. Первая основана на том, что СССР не сыг­рал сколько-нибудь значительной роли в разгроме Японии.

Вторая: для СССР война на Дальнем Востоке не представля­ла особых трудностей и была быстрой и легкой победонос­ной кампанией. Какова ваша точка зрения?

XX съезд партии вошел в историю СССР как выдающееся событие. Что это было: веление времени или усилия Н.С. Хрущева по укреплению своей власти? Закономерность или случайность?

Какие факторы помогли избежать третьей мировой войны в послевоенное время: усилия каждой из систем укрепить свою позицию, или осторожность и мудрость лидеров вели­ких держав, или влияние всех миролюбивых сил, опасав­шихся перерастания «холодной» войны в «горячую»?

Сохранялись  ли к концу «оттепели» возможности эффек­тивного эволюционного переустройства системы? Свое мне­ние аргументируйте.

Есть мнение, что диссиденты являлись «совестью народа». Разделяете ли вы эту точку зрения? Приведите аргументы «за» и «против».

Смог ли бы Ю.В. Андропов реформировать существующий режим, если бы история отвела ему побольше времени? Если нет, то почему? Если да, то каким образом?

Существует мнение, что перестройка была инициирована американскими и иными западными спецслужбами, а тог­дашний председатель КГБ Крючков назвал некоторых ее деятелей «агентами влияния». Ваше отношение к этой по­зиции.

Можно    ли было заранее спрогнозировать финал пере­стройки? Попробуйте это сделать, подобрав необходимые аргументы.

Выскажите ваше мнение о том, как можно было урегулиро­вать конфликты в странах Восточной Европы в 90-е гг.?

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru