ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ЗАГАДКИ ЧРЕВОВЕЩАНИЯ

 

 

Умение говорить, не раскрывая рта, было известно еще в далекой древности. Действительно, впервые о чревовещании, или вентрологии, упоминается в халдейской книге предсказаний.

Считается также, что предсказывавшая будущее с закрытым ртом жрица-пифия из святилища Аполлона в Дельфах, широко известного не только в античной Греции, но и за ее пределами, тоже была чревовещательницей.

Впрочем, чревовещатели ни в Древней Греции, ни в Риме отнюдь большой редкостью не являлись. И, подобно своим коллегам из Ближнего Востока, тоже считались предсказателями.

 



Первый российский профессиональный чревовещатель Г.М. Донской



И хотя с тех пор минуло несколько тысяч лет, в течение которых были сделаны удивительные открытия в физиологии человека, чревовещание по-прежнему остается для нас удивительным и даже загадочным явлением…

Это случилось в одном из берлинских ресторанов. В глубине полупустого зала за столиком сидел человек средних лет. Рядом на полу лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. А тот с аппетитом вкушал ароматное мясо. И вдруг собака очень отчетливо спросила: «Почему же ты мне ничего не даешь. Я ведь тоже голодная». «Можешь и потерпеть. Быстро под стол!» – строго прикрикнул на нее хозяин.

Собака хоть и подчинилась команде, но все равно, уже находясь под столом, не переставала в голос возмущаться: «Ты каждый раз, чтобы меня успокоить, повторяешь – подожди, а потом бросаешь одну лишь голую кость. Это с твоей стороны просто непорядочно».

Сидевший немного в стороне англичанин, услышав странный диалог, был поражен. Да и как иначе. У него на глазах собака вещала человеческим голосом!

Англичанин немедля стал упрашивать хозяина говорящей собаки уступить ему это чудо природы. Тот сначала отказывался, но потом, подумав, согласился, но запросил довольно приличную по тем временам сумму. Но англичанин от своего замысла все равно не отказался.

Собака же в это время, словно почувствовав, что происходит нечто нехорошее, неожиданно начала громко лаять. А после того, как англичанин взял ее на поводок и собрался увести с собой, очень внятно проговорила: «Ну, коль так, то больше от меня никто не услышит и слова!»

И лишь спустя какое-то время секрет «говорящей» собаки был раскрыт. Оказалось, что это был самый обычный пес. А вместо собаки произносил слова ее хозяин – знаменитый немецкий вентролог Шрейбер…

А вообще первым профессиональным чревовещателем историки театра считают англичанина Стивена, который более двух столетий назад изумлял своими невероятными номерами многочисленных зрителей. Начинал же Стивен свою творческую карьеру актером на сцене небольшого провинциального театра, но большой известности на этой творческой ниве не приобрел. Но зато, когда он стал чревовещателем, на него обрушились и почести, и слава. Коронным номером Стивена был «диалог с головами».

В кратком описании это представление выглядело следующим образом. В определенных местах сцены размещались изготовленные из папье-маше фигуры людей, каждая из которых изображала представителя определенного сословия: крестьянина, мещанина, купца, врача и т. д. При этом голова каждой фигуры имела подвижную нижнюю челюсть.

Артист не спеша прохаживался между фигурами и вел с ними неторопливую беседу. Те также не молчали: вступали с артистом и друг с другом в спор, обменивались репликами, одним словом, вели оживленную беседу…

Еще одним известным вентрологом был француз Александр Ваттемар. В 1832 году он даже выступал в Петербург и в Москве, где благодаря своим удивительным номерам завоевал немалую известность.

Вот как отзывался о знаменитом чревовещателе в своих воспоминаниях знаток старины Михаил Пыляев: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца-чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена…»

Наверное, каждому вентрологу хоть однажды задавали вопрос: может ли обычный человек научиться чревовещанию или для этого необходимы врожденные способности?

Долгое время считалось, что при желании чревовещать может любой человек. Для этого лишь необходимо пройти специальную подготовку у опытного вентролога. Однако факты свидетельствуют, что это далеко не так.

По крайней мере, для того, чтобы говорить, не производя движений губами, необходимо, чтобы голосовой аппарат имел особое, причем уникальное строение. В качестве подтверждения этого взгляда служит тот факт, что дети профессиональных вентрологов очень редко идут по стопам родителей. И не только потому, что не желают этого, а, прежде всего, из-за того, что у них отсутствуют соответствующие морфофизиологические данные.

Во-первых, специалисты считают, что в строении гортани и голосовых связок вентролога имеются определенные отклонения. Во-вторых, чревовещателю во время разговора необходимо научиться грамотно и рационально использовать имеющийся в легких воздух. И главное, он должен уметь сужать гортань. И чем сильнее она сужена, тем дальше от исполнителя будет звучать его голос.

А вообще чревовещатель использует обычные органы речи. Он просто сдвигает язык назад и настолько уменьшает щель гортани, что почти целиком убирает те присущие голосу оттенки, которые создаются за счет резонанса связок и других структур гортани. При этом губы и ротовые мышцы вентролога во время разговора остаются на месте, и поэтому у зрителя создается иллюзорное впечатление, что звук исходит из живота.

Но, ко всему прочему, истинный вентролог должен уметь еще и разговаривать различными голосами: младенца и пожилого человека, мужчины женщины. К тому же ему требуется найти еще и индивидуальный голос для каждого «говорящего» предмета. В то же время, его лицо должно быть насыщено разнообразной мимикой.

Но самое главное, что должен уметь истинный вентролог, – это придавать своему голосу полетность. Профессиональный чревовещатель может направить звук своего голоса в любое место пространства. Поэтому в его присутствии может «говорить» шкаф, стол, стулья. Зрителям же в это время кажется, что слова произносят именно эти, а не какие-то другие предметы.

Очень точно о полетности голоса еще в 1773 году написал в своей книге «Выписки о чревовещателях, или чревобасниках» аббат ла Шапель, который достаточно хорошо ориентировался в тонкостях этого искусства. Он писал: «Следуя понуждению, каковым чревовещатель захочет управлять своим голосом, покажется оный происходящим с вершины дерев, с ближнего луга, из земного недра либо с воздуха, от тридцати до сорока шагов расстоянием».

В качестве примера автор приводит случай с неким бароном фон Менгеном – посланником Дании при французском дворе. По утверждению аббата, этот человек мог «беседовать» с маленькой деревянной куколкой, которую хранил в кармане.

В начале диалога кукла обычно начинала возражать барону. Он нервничал, начинал сердиться и прятал деревянную фигурку в карман. Но она все равно продолжала пререкаться с хозяином.

Но кукла не только препиралась с бароном, но и под аккомпанемент гитары или лютни пела песни, а также демонстрировала многие другие свои «способности». Безусловно, вместо куклы слова произносил фон Менген.

Мастерски управлял полетом своего голоса и английский чревовещатель Фредерик Маккабей, прославившийся своими способностями в середине XVIII века. Так, демонстрируя свое искусство, он обычно исполнял роль очень стеснительного и робкого человека.

Выйдя на сцену, Маккабей смущенно просил зрителей не отвлекать его репликами, пока он будет беседовать со своим приятелем Джеком, который якобы сидит в шестом или, например, в пятом ярусе. Глядя поверх голов зрителей, сидящих в первых рядах, чревовещатель громко спрашивал: «Джек, ты здесь?» Не получив ответа, Маккабей снова повторял свой вопрос. И тут из партера кто-то густым басом выкрикивал: «Нет никакого здесь Джека!»

Маккабей снова обращался к публике с просьбой не отвлекать его. И в этот момент из переднего ряда неожиданно звучал раздраженный женский голос: «Да нас просто пытаются дурачить!»

Публика словно ждала этой реплики. Следом за ней со всех сторон начинали раздаваться крики возмущенных «зрителей». Конечно же, что и эти сердитые голоса принадлежали Маккабею, который издавал их, не открывая рта. В конце концов Маккабей, совсем сбитый с толку, под гром аплодисментов покидал сцену.

Первым же российским профессиональным чревовещателем считается Донской Григорий Михайлович. Выступал он с двумя куклами: рыжеволосым клоуном Джоном и Паулиной – дамой в шикарном вечернем платье и черных перчатках до локтей. Как только куклы появлялись перед зрителями, они сразу начинали между собой спорить, при этом награждая друг друга язвительными колкостями. Донской вначале эту словесную дуэль слушал молча, но затем не выдерживал и вмешивался в диалог.

Со временем Григорий Михайлович стал демонстрировать номер с «говорящей» собакой. Артист садился вместе с ней за стол и начинал вести беседу на нескольких иностранных языках! Казалось, что и впрямь, раскрывая пасть, собака произносит слова.

И хотя такое среди вентрологов случается редко, о чем уже упоминалось выше, тем не менее, дар Григория Михайловича переняла одна из его дочерей – Мария, впоследствии также ставшая известной чревовещательницей. Кстати, долгое время считалось, что способностью к чревовещанию обладают только мужчины.

Семейную традицию Донских продолжила также дочь Марии Григорьевны – Евгения. Иногда они выступали вдвоем, причем всегда с ошеломляющим успехом.

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru